Конец «театру абсурда», или неудачный бенефис украинских олигархов


28 февраля сего года ЛНР и ДНР стали свидетелями последнего акта циничной сюрреалистической пьесы, почти три года разыгрываемой кликой украинских олигархов на обескровленной сцене театра военных действий мятежного Донбасса. Абсурдность и сюрреалистичность ситуации, когда на территории ЛНР и ДНР принадлежащие Ринату Ахметову, Сергею Таруте, Виктору Нусенкису предприятия продолжали работать в украинской юрисдикции и выплачивать украинские налоги, – давно была очевидна для властей обеих Республик. Они вынуждены были это терпеть, потому что олигархи платили рабочим зарплату. Та начислялась на Украине, и из нее высчитывалось 1,5% на финансирование силовых операций в Донбассе. По сути, работающие в Республиках заводы и шахты оплачивали «АТО». Республикам приходилось мириться с этим ради сохранения рабочих мест тысячам наших граждан. Но это не могло длиться до бесконечности. Собственников предупреждали о необходимости выстраивать отношения по-новому и переходить в юрисдикцию Донецка и Луганска, но предупреждение украинскими олигархами было проигнорировано.
Устроенная националистами блокада катализировала поиск выхода из патовой ситуации. Украина оставила без внимания ультиматум ЛНР и ДНР о снятии экономической блокады Донбасса, с Республиками на связь никто из украинских собственников предприятий не вышел, поэтому – следуя логике – на них зашли внешние управляющие. Параллельно с братской Республикой Совмином ЛНР также было принято постановление о назначении с 1 марта 2017 временной администрации на предприятиях региона. В ЛНР это ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит», ООО «ДТЭК Свердловскантрацит», ПАО «Краснодонуголь». Для контроля над процессом перехода под внешнее управление создан специальный штаб, а функции временной администрации выполняет ЗАО «Внешторгсервис».
На Украине создана и интегрирована во власть бизнес-система олигархата. Война на Донбассе наглядно показала мировому сообществу, что происходит, когда экономика страны «приватизирована» кланами олигархов. Словно шакалы, все эти пинчуки, коломойские, ахметовы и иже с ними терзают специально израненную, агонизирующую украинскую экономику, проявляя свою истинную хищническую натуру. На примере блокады Донбасса в очередной раз убеждаешься, что нынешняя политическая элита Украины готова похоронить страну вместе с народом, лишь бы сохранить свои капиталы. Олигархическая клика не способна видеть дальше своих узкокорыстных интересов, а значит – и управлять страной. Киев в борьбе за деньги и активы рассчитывал взять в заложники Донбасс, а на деле заложником оказалась Украина.
До войны Донбасс давал 25% ВВП Украины. Контролировали четверть дохода страны Ахметов. Пинчук, Тарута, Коломойский. Теперь Ахметов и компания оказались в трудном положении: из ЛНР и ДНР ничего на Украину не вывозят и ничего оттуда не ввозят. Заводы стали, уголь перестал поступать на украинскую территорию...
Ринат Ахметов – культовая фигура и бывший негласный хозяин Донбасса – и по сю пору не оставил слагать медоточивые гимны о любви к родной донецкой и луганской земле и ее жителям. Выжав последние соки из мощных, построенных еще в советское время, угольных и металлургических предприятий, он взобрался на самую вершину олигархической власти, оставив «горячо любимому народу Донбасса» малую толику хлеба и зрелищ. В своем маниакальном увлечении футболом он успешно делал ставку на «зрелища»: покупая за границей дорогих футболистов. Превратил «Шахтер» в команду легионеров, предав забвению прошлую славу настоящего донецкого футбола. «Хлеба» же обобранный до нитки народ получал ровно столько, чтобы сводить концы с концами.
Доходы Ринат Ахметов получал от 90 с лишним предприятий, которые прямо или опосредованно контролировались крупнейшей в Украине компанией «Систем Кэпитал Менеджмент»: это меткомбинат «Азовсталь», Мариупольский меткомбинат, Харцызский трубный завод, страховая компания АСКА, ПУМБ, мобильный оператор «Лайф», ФК «Шахтер», сеть АЗС «Параллель» и другие. В орбите империи СКМ вращалось огромное количество сотрудников.
Когда весной 2014 на Донетчине и Луганщине появились первые жертвы, когда всем честным людям стало понятно, что украинская армия пришла уничтожать мирное население любимого Ринатом Леонидовичем Донбасса, расстреливать города и села, запугивать и калечить детей, стариков, женщин, – он продолжал ратовать за единую Украину. Донбасс вне ее состава олигарху Ахметову был не выгоден: перспективы потери прибыли не входили в его хищнические планы. Ведь интересы олигархов лежат не в Донбассе. И даже не на Украине. В Донбассе работают «рабы», а Украина лишь передаточное звено. Главная цель олигархата – оффшоры.
Ринат Ахметов вкупе с другими «донецкими» олигархами не один год находятся на вершине власти на Украине, но не удосужились ничего сделать для усиления роли регионов – попросту «сдавали» интересы земляков. И тысячи жертв «АТО» навсегда останутся на их совести. «Донецкие» ни разу не осудили зверства карательных батальонов над жителями Донбасса, а даже выразили поддержку, финансовую в том числе, блокирующим ЛНР и ДНР «патриотам» из «Азова», «Свободы», «Правого сектора».
5% прибыли Ахметова уходило на так называемые военные сборы. Цифра даже с учетом его сегодняшних потерь от блокады – внушительная (по некоторым данным, в довоенном 2012-м состояние Рината Ахметова оценивалось в 7,5-9 млрд. долл., спустя 3 года – только в 2,7).
С территорий ЛНР и ДНР шло поступлений в бюджет Украины больше, чем из Луганской и Донецкой областей, находящихся под контролем киевского режима. По данным СБУ, в прошлом году предприятия-нерезиденты, находящиеся на территории Республик, перечислили в госказну Украины 32 млрд. грн. Основные потоки шли с предприятий Ахметова. Зарплату же Ринат Леонидович платил рабочим все меньше, сокращал штаты и урезал социальную сферу. Кстати, самое большое сокращение было проведено на шахтах «Ровенькиантрацит» и «Свердловскантрацит»: на улице оказалось до 70% процентов шахтеров. Вовлечение в экономико-правовое поле Луганской Народной Республики и этих шахт, и других предприятий нашло массовую поддержку со стороны их работников.
«Нам надоело оплачивать снаряды, летящие в наши дома, а больших проблем в переходе под внешнее управление – нет, – делится впечатлениями шахтер Николай Н. – Сейчас курс гривны упал – коэффициент почти 1:2. Главное, чтобы регулярно платили – семью накормить. Никто и не расстроился. Есть ребята, которые радуются: больничные заплатят! Тут же как: есть травма, есть акт о травме, есть больничный, а выплат по больничным нет уже почти 2 года. Украинский соцстрах поясняет, что его представители травму в Луганске не фиксировали, и это понятно. А местные органы говорят, что никаких выплат в социальные фонды ЛНР предприятие не делает, поэтому больничные не положены – и с этим тоже не поспоришь. У некоторых пачки больничных накопились. Может, теперь выплатят».
Для сотрудников предприятий, перешедших под внешнее управление, сохранился фонд оплаты труда. Самое главное – никто не посмеет в корыстных целях использовать наши драгоценные ресурсы, а налоги с этих предприятий напрямую будут поступать в республиканский бюджет! И в скором времени Донбасс сможет себе позволить не висеть тяжелой гирей на экономике РФ, превратится из дотационного региона в самоокупаемый. Нам есть, что предложить на внешний рынок. Продукция пойдет на рынок, а налоги в казну ЛНР станут платить не украинские предприятия, а посредники.
У Рината Леонидовича усидеть на двух стульях – лоббировать свой бизнес на Украине и не потерять Донбасс – не получилось. Точку невозврата в Донбасс он прошел. За него выбор сделали Республики.
Жестокий кровавый «спектакль абсурда» на территории ЛНР и ДНР, в котором меценатствовали украинские олигархи, подходит к концу. Роль статистов отводилась жителям Донбасса, но они сами вправе режиссировать свою дальнейшую судьбу и за счет олигархов избавиться от олигархами же навязанной войны. 1 марта прозвучал долгожданный «антракт», но не покидает уверенность, что вскоре закроется финальный «занавес». Ведь сама жизнь пишет новый сценарий под названием «Да здравствует Республика!».

                                                                                      Валерия Гализдра