«Я в мир удивительный этот пришел отваге и правде учиться…»


          






100 лет ВЛКСМ! С праздником!!!

28-го октября исполняется 100 лет со дня образования ВЛКСМ. Можно по-разному относиться к идеалам прошлого: ностальгировать по ним или считать пережитком минувшей эпохи… Но тот факт, что дела комсомольцев сохранились в истории нашего прошлого и нынешнего государства, отрицать нельзя. Многому в нашей сегодняшней жизни мы обязаны тем принципиальным и бескомпромиссным парням и девушкам с высокими стремлениями.
Именно комсомольцы первыми откликнулись на призыв в Великую Отечественную войну, восстанавливали города, осваивали целину. Комсомол не канул в Лету. Остались его дела, его дух, жива память десятков миллионов комсомольцев о комсомольском братстве и комсомольской юности. Комсомол остался в истории нашей бывшей великой страны как символ мужества и героизма, беззаветного служения Отечеству. Это знают старшие поколения. Но это важно знать и входящим в жизнь молодым людям, на чьи плечи сегодня легла ответственность за будущее нашего молодого государства. Всестороннее, глубокое и объективное изучение многогранной деятельности ВЛКСМ необходимо современной молодежи для того, чтобы не растерять накопленный опыт, а использовать его творчески.
Многие из кировчан старшего поколения были когда-то комсомольцами. Как много прекрасного и интересного подарили им эти золотые годы! В День комсомола желаем всем представителям старшего поколения хотя бы на время помолодеть душой, вспомнить своих старых друзей, смешные истории и порадоваться за прожитые бесценные комсомольские годы. Пусть сегодня все те, кто побывал комсомольцем, с радостью перелистает старый альбом и порадуется своим успехам. Желаем, чтобы сегодня все, кто знает, как расшифровывается ВЛКСМ, вновь обрели былой запал и открылись для новых достижений, пусть даже чисто житейских!
История комсомола – это, прежде всего, история людей. В этом номере мы постараемся вспомнить и сохранить ту часть человеческих историй, которую еще хранят в памяти последние комсомольцы.

«…Это юность моя, это память моя, это гордость моя, комсомол!»

Эту хрупкую, интеллигентного вида женщину, которую годы одарили каким-то необъяснимым благородством, кировчане старшего поколения хорошо знают как бывшего работника угольного объединения. Работе в этой сфере Людмила Васильевна Христюшина отдала более трёх десятков лет. Но был в её трудовой биографии и другой очень интересный период, о котором, возможно, не все осведомлены. В начале шестидесятых минувшего века тогда молоденькая выпускница Харьковского инженерно-экономического института, новоиспеченная «плановичка» одной из шахт нашего города была приглашена на работу в Голубовский райком (затем Кировский горком) комсомола. По прошествии более полувека многое из этой части жизни в памяти женщины стёрлось, о чём-то она вспоминает с иронией, но осталось ощущение прикосновения к чему-то очень важному, выполнения выпавшей на её долю миссии.
Люся Харченко училась в Харьковском инженерно-экономическом институте. «Нас было три подружки, все  - из Луганской области. Я  - из Ровеньков, Валя Кучина – из Лутугино и Люба Марченко – из Голубовки», - рассказывала мне женщина. На горный факультет она поступила потому, что там было шесть групп, а на других – по одной. То есть было больше гарантий поступить. Аттестат был у девушки хороший, всего три четвёрки, до серебряной медали не дотянула только потому, что до десятого класса пришлось поменять три школы. «Ты и так поступишь», - сказала ей классная руководительница и оказалась права. Желание получить высшее образование было велико, к этому её направляли и родители, работавшие в санстанции завхозом и санитаркой. И ему суждено было сбыться.
На преддипломную практику девчата приехали в Голубовку. Любин папа, Иван Сергеевич Марченко, работал кладовщиком на шахте «Голубовской» и договорился с работавшим в то время начальником участка Юрием Спиридоновичем Шаввой, чтобы их взяли сюда, на два месяца. «За практику мы получили зарплату, и это нам казалось невероятно. На заработанные деньги мы купили себе пальто, о котором только можно было тогда мечтать. Из бостона, с шалевым воротником!», - делилась приятными воспоминаниями Людмила Васильевна.
К окончанию института сложилась такая ситуация. Одна из младших Любиных сестёр поступила в институт и уехала из дома, старшие две сестры уже вылетели из «гнезда», оставалась ещё одна младшая сестра Нина, и всё. Их мама к этому времени скоропостижно умерла – и отец через какое-то время женился на другой женщине, переехав жить в Попасную. Короче, место в доме подруги было - и она предложила ехать после окончания института в их посёлок. «И мне дали направление сюда, в Голубовку, на шахту №100, в плановый отдел. Я приехала - и комсорг шахты Валерий Захаров сразу привлёк меня к общественной работе», - рассказывала женщина. Ей это не было в новинку, так как в институте она была активной комсомолкой. На «сотой» она проработала год. И вот как-то Софья Станиславовна Жарко, которая была тогда секретарём райкома партии, передаёт через комсорга явиться к ней. Она сказала: «Будет отчётно-выборная конференция горкома комсомола – мы тебя будем рекомендовать на должность второго секретаря. Люся попыталась возразить: «Я только начала работать, ничего не знаю». Но кто её будет слушать!
Запомнился бывшей комсомолке в связи с этим и такой случай. «Когда меня первый раз пригласили в горком партии, я была на работе - и как раз в тот день надела красную юбку и блузочку с красными квадратиками. Мода такая была. В общем, одежда была яркой. А в горком было принято одеваться строго: белый верх, чёрный низ. И я очень переживала по этому поводу.  Но всё обошлось. Мне никто не сделал замечание», - вспоминала Людмила Васильевна.
После этого ещё несколько раз её вызывали в райком партии, потом замолчали. Людмила подумала: «Слава Богу! Смогу работать по своей профессии, стаж зарабатывать». Когда – снова вызвали и сказали, что будут всё же рекомендовать на комсомольскую должность. «До этого я не была ни комсоргом, никем, просто активной комсомолкой. Я, правда, имела высшее образование. Тогда и техникум закончить было за счастье. А у меня – горный институт, и город – шахтёрский. Поэтому, наверное, на меня обратили внимание», - пыталась дать обоснование своему былому назначению ветеран.
Это был 1961 год. 21 ноября состоялась отчётно-выборная комсомольская конференция, на которой Людмилу Харченко избрали в состав райкома и вторым секретарём. А Василия Петровича Мозалёва – первым. «Хороший руководитель был. Мы с ним год проработали. Тогда у нас был райком, от Голубовского района Кадиевки. А вскоре нашего первого забрали работать в Кадиевку. А я продолжала работать», - вела дальше свой рассказ женщина.
Девушка с головой окунулась в новую работу. Многое нужно было узнать, многому научиться. «Вот как-то, это был уже 1962 год, раздаётся звонок из обкома комсомола – срочно приезжайте! Я приехала – и мне сообщили, что меня направляют учиться в Центральную комсомольскую школу в Москву, на два месяца, на курсы повышения квалификации. Я доложила об этом Николаю Григорьевичу Кашкарёву и поехала», - оживлённо вспоминала моя героиня.
Её, провинциалку, столица поразила своим величием, красотой и цивилизацией.  «Училось нас 180 человек со всех уголков Советского Союза, и даже из других стран - Германии, Болгарии. Лекции нам читали разные знаменитости. Видела живого Юрия Гагарина (первого космонавта – прим.), он к нам приходил», - продолжала женщина. Пока она постигала азы комсомольской работы, первым секретарём райкома комсомола в Голубовке начал работать Иван Андреевич Ляхов. А когда приехала с курсов, его уже перевели в обком комсомола. И вместо него уже пришёл Виталий Александрович Федичев.
Продвижение кадров по служебной лестнице тогда проходило стремительно. Вообще, следует заметить, что комсомол в те годы, кроме всего прочего, был отличной школой руководящих кадров. Здесь человек раскрывался, проявлялись его лучшие качества. Сначала – в первичной организации, затем самых ярких лидеров избирали в райком или горком. Это была стройная система по работе с кадрами, своеобразный естественный отбор. Благодаря чему не было проблем выбора руководителей государственных органов и общественных организаций, предприятий и учреждений. Ведь до верха этой карьерной лестницы доходили только лучшие, самые ответственные. И примеров тому множество хотя бы по нашему городу. И Василий Петрович Мозалёв, и Иван Андреевич Ляхов, Виталий Александрович Федичев, и многие другие, получив путёвку в жизнь в комсомоле, занимали впоследствии важные посты в партийных, советских и хозяйственных органах Луганской области. Это подтвердила бывший комсомольский лидер.
«Работали мы дружно. Заведующей общим отделом была Галина Ивановна Мещерякова, зав. школьным отделом – Любовь Николаевна Грибанова, зав. сектором учёта – Любовь Горюнова. Впоследствии Галина работала на шахте им. С.М.Кирова нормировщиком, Любовь Грибанова – в техникуме нашем долго преподавала, о Любови Горюновой мало знаю, бывшей коллеги уже нет», - вспоминала Людмила Христюшина.
«А чем занимался тогда комсомол?» - спросила я Людмилу Васильевну. «Строили коровники – ездили для этого в соседние хозяйства в Крымское, Сокольники. Участвовали в общественной жизни города. Комсомольские собрания, комсомольские субботники. На субботники столько приходило людей, что машин не хватало!», - наперечёт перечисляла она мне комсомольские дела. Женщина называла имена тех кировчан, с кем ей пришлось общаться, работая в комсомоле. Помнит, что комсоргами на шахте им. С.М.Кирова был Горбанёв, на шахте №6 - Коровельский. Комсомольские участки на шахтах были, передовые. В задачи комитетов комсомола входила организация досуга молодежи. По предприятиям устраивались различные мероприятия, конкурсы, викторины. Для того, чтобы молодежи было интересно, комсомольские организации города под руководством горкома комсомола, проводили тематические вечера отдыха. Чтобы отвлечь подростков от противоправных действий, их вовлекали в работу различных кружков, спортивных секций. В комсомол принимали. Пионерские слёты созывали. Второй секретарь отвечал за идеологию – и в его обязанности входило политпросвещение. Каждый понедельник проходили занятия в кружках. С парторгами и комсоргами предприятий сотрудники горкома комсомола работали в тесном контакте. Все мероприятия проводились по согласованию с горкомом партии. После С.С.Жарко секретарём горкома партии стала Острецова Ольга Александровна. Обо всём этом мне рассказала бывший второй секретарь Кировского горкома ВЛКСМ.
         За время работы в комсомоле бывали и разные курьёзные случаи, о которых помнит бывшая комсомолка. Один из них она мне рассказала. «Звонят мне как-то из обкома комсомола. Мы рекомендуем тебя руководителем туристической группы для поездки в Болгарию. Скажу честно, новость эта меня обрадовала – очень хотелось побывать за рубёжом. Я пришла к Николаю Григорьевичу Кашкарёву, доложила ему об этом. Попросила предоставить бесплатный отпуск для поездки, но он сказал, чтобы я взяла очередной. Я так и сделала. Но вообще, не очень понравилось Николаю Григорьевичу то, что я уезжаю в турпоездку накануне важного события – открытия смены в пионерлагере «Орлёнок». Помню, что я по этому поводу тогда очень переживала. Но время всё сгладило.
         Прошли десятилетия, как Людмила Васильевна работала в горкоме комсомола. Многое уже стёрлось из памяти. Собрания, пленумы, приём парадов на трибунах во время праздничных демонстраций. Но до сих пор помнит она о том, как проводились тогда комсомольские свадьбы. По её словам, на них обязательно приходило руководство горкома комсомола, предприятий, на которых работали молодята, комсомольский актив, поздравляли молодожёнов, вручали ценные подарки, случалось - ключи от квартиры, например. Но алкоголя на таких свадьбах не было. Вернее, не должно было быть.
Благодаря своей работе в объединении «Стахановуголь» женщина получила жилплощадь, на которой сейчас и живёт. Когда работала в горкоме комсомола, её поселили в дом по ул. Борисова, где сейчас находится терцентр, его называли горкомовским, так как там жили в основном работники горкома. А когда ушла из горкома, жильё сдала. К этому времени она уже вышла замуж - и пошла жить к своим свёкрам.
         На стене в комнате я заметила портрет мужчины. Муж? Три года, как умер. Христюшин Виктор Григорьевич. Немного не дожил до «золотой» свадьбы и своего юбилея. Познакомились они по переписке. Он служил в армии. А тогда модно было переписываться (как сейчас в сетях), завязать дружбу с девушкой заочно, а потом, придя из армии – познакомиться с ней непосредственно. Кто—то из друзей дал Виктору адрес Людмилы, он ей написал, она ответила, завязалась переписка. А потом, когда вернулся, встретились, понравились друг другу, повстречались немного и вскоре поженились. Он был горняком. Сначала работал слесарем, потом горным мастером, начальником ВШТ на «Бежановской».
         «Мы воспитали двое деток, две дочери. Обе получили высшее образование. Старшая Ирина живёт и работает в Харькове.  Меньшая Ольга – здесь», - рассказала женщина. Женщина – бабушка двух взрослых внучек, одного внука, есть уже и правнук.
Людмила Христюшина ушла из горкома комсомола в 1965 году и пошла работать в хронометражный отдел треста «Кировуголь». И была этому очень рада, так как считала, что каждый человек должен работать по своей профессии. Всю жизнь она проработала старшим инженером в НИСе (нормативно-исследовательской станции – прим.), в последние перед пенсией годы  - начальником отдела НИС производственного отдела «Стахановуголь». Работу свою женщина любила. Подземного стажа, считается, что у неё нет, но по долгу службы она ездила практически на все шахты нашего региона, спускалась в них.
         О времени работы в комсомоле она не жалеет. О нём остались фотографии и великолепные воспоминания молодости, непередаваемые ощущения всеобщего праздника. «Комсомол познакомил и накрепко сдружил нас. Встречаясь с бывшими секретарями первичных комсомольских организаций, рядовыми комсомольцами, с кем мне пришлось работать в 60-е годы, я испытываю теплое чувство былой дружбы, братства. С кем-то мы общаемся более тесно, с кем-то реже. Но всегда при встрече находим друг для друга какие-то теплые слова, как и в прошлом, поддерживаем друг друга. Конечно, товарищи уходят постепенно. И эти годы – очень яркий период нашей жизни! Какое счастье, что мы застали то время!», - сказала мне на прощанье Людмила Васильевна.