РАИСА ПЕТРУШКИНА: С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ


 Дорогие друзья! Женская тематика занимает заметное место в публикациях нашей газеты. На её страницах рассказывается о женщинах Кировска, которые смогли реализовать себя и служат примером для окружающих и подрастающего поколения. В отдельных случаях, это не публичные женщины, их редко можно увидеть по телевизору или услышать по радио. Но, безусловно, каждая из них достойна того, чтобы о ней писали. Сегодня речь пойдёт о женщине, которая шагает по жизни с песней несмотря ни на что.


ВТОРОЙ ДОМ
Раиса Абрамовна Петрушкина – старейшая участница кировского Народного хора ветеранов войны и труда. Это самодеятельный коллектив, без которого не обходится практически ни одно праздничное мероприятие. И вот уже четверть века женщина является несменной его певуньей.
На репетиции коллектив стабильно собирается два раза в неделю. Именно  желание участников хора заниматься, обеспечивает  творческое долголетие коллектива, уверена Раиса Абрамовна.
«Вначале в состав хора входили 25 ветеранов Великой Отечественной, сейчас же из ветеранов осталась одна я, остальные – ветераны труда», говорит женщина и отмечает, что хор ветеранов – важная часть её жизни.
В коллектив женщина пришла после смерти мужа. Хор стал для неё вторым домом и помог справиться с горем.
«Я уже не представляю свою жизнь без хора,  признается Раиса Абрамовна. – Мне радостно, что коллектив не распался, что он до сих пор живет, что ни на один день он не прекращал своё существование. Пусть сейчас коллектив уже не такой как прежде, но он живет, и мы будем заниматься. Я очень благодарна всем участницам хора, что они несмотря ни на что, всегда поддерживают меня, подсказывают. Я ведь самая старшая в коллективе – мне 85, – делится женщина. – Нас всех связывает беззаветная любовь к песне. А ещё наш хор постоянно посещает «Дом милосердия». Мы поём для стариков, которые там проживают».
Руководитель хора Николай Турпитко положительно отзывается о своей ученице и называет её «душой компании».
«Репетиции Раиса Абрамовна посещает регулярно, не зависимо от погодных условий. На занятия приходит одной из первых. Она очень активный, позитивный и добродушный человек. Раиса Абрамовна с ответственностью относится ко всем мероприятиям в которых мы участвуем. Мне с ней работать легко. Интонирует хорошо, а главное – у неё отлично развито чувство ритма. Мелодию запоминает моментально», – хвалит руководитель хора.
Раиса Абрамовна предана творчеству. Петь женщина начала с раннего детства. Она уверена, что именно песня и является секретом её долголетия.


ОСВАИВАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Окончив шестилетку, Раиса Абрамовна устроилась работать на овощную базу. Мыла банки, закрывала консервацию. Женщина признаётся, работа не из лёгких. Постоянное соприкосновение с водой повлияло на состояние здоровья. Она была вынуждена сменить род деятельности. Восемнадцатилетняя девушка на семь лет, как говорится, спустилась в шахту. Сначала была учеником машиниста, а со временем, освоив, профессию, и сама села за руль электровоза.
Потом два года трудилась разнорабочей на путях.
«Рельсы тягала», говорит Раиса Абрамовна.
Последним местом работы стал кировский ОРС (Отдел рабочего снабжения – прим.). Здесь женщина проработала двадцать лет. Сначала в магазине «Кировец», затем в «Универсаме». На ней лежала ответственность за чистоту и порядок. За годы работы – не одного нарекания. Её фото занимали достойные места на доске почёта.

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
В 1963 году Раиса Абрамовна вышла замуж. Из-за проблем со здоровьем женщина не могла выносить ребёнка. Требовалось долгосрочное лечение. К сожалению, супруг так и не стал для неё поддержкой и опорой. Брак распался спустя тринадцать лет.
Второе замужество особого счастья женщине не принесло. Ребёнка так и не родила, да и муж выпивал, бывало, даже руку поднимал. Но, несмотря на все неблагополучия, супруги прожили вместе 27 лет – до самой смерти мужа. Более 20 лет женщина живёт одна. Желания испытывать судьбу больше не было.
Раиса Абрамовна вспоминает, как неоднократно уходила от мужа. Однако он снова и снова просил прощение, а она каждый раз прощала и возвращалась.
«Если бы вернулась молодость, я бы ушла без разговоров и больше не вернулась», говорит женщина. – Может быть, тогда бы и замуж вышла и жизнь по-другому бы сложилась».

ДЕТСКИЕ ОБИДЫ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Когда маленькие дети обижаются на родителей, взрослые обычно не придают этому особого значения. Они считают, что эти «обидки» абсолютно ничего не значат и быстро забываются детьми. Но, на самом деле, они очень быстро забываются самими родителями, но не их детьми.
Так и случилось с Раисой Абрамовной. В школе девочка была заводилой и запевалой. Всегда впереди и всегда с песней. Имея отличные вокальные данные, она мечтала петь всю жизнь, причём профессионально.
«К нам в школу приезжал киевский ансамбль. Меня хотели взять в его состав, но мама не отпустила, сетует женщина. – Я на неё так обиделась. А если бы она меня тогда отпустила, я бы выучилась и выбилась в люди. Но, к сожалению, судьба распорядилась по-другому».
Ещё одна обида, которая долгие годы таилась в сердце Раисы Абрамовны – обида на отца. С началом Великой Отечественной его призвали на фронт, откуда он так и не вернулся. Нет, он не погиб. Он ушёл в другую семью.
Более пятидесяти лет женщина ничего не знала о своём отце. И только в 1995 году она получила телеграмму из российского города Калач. Текст короткий: «Папа умер. Если можешь, Рая, приезжай на 40 дней».
Раиса смогла. Она знала, что должна отдать дань человеку, который дал ей жизнь. На могиле отца женщина плакала, просила прощение и прощала сама. Парадокс, она просила у отца прощение за то, что он ушёл, за то, что не давал о себе знать, за то, что они – дети, были не слишком хороши для него.
«Может мы что-то делали не так, может, не ценили, может мы не слушались, может, были не слишком хороши для него и поэтому он ушёл. Конечно обида за то, что он нас бросил и не воспитывал, была сильная», признаётся женщина.
На кладбище все обиды рассеялись. Боль, которая жила в сердце десятилетиями впервые отступила. Стало легко и спокойно. Обид больше нет.

ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ
Голод, нищета, жизнь в подвалах. Раиса Абрамовна хорошо помнит лето 1942-го, когда в рудник Голубовский вошли немецкие  оккупанты.
«Нас поставили в ряд, направили автомат и немец кричит: «Матка, мууу. Млеко-млеко, мол, молоко где? Корову давай». А мы маленькие плачем: «Нету у нас коровы, нету». 
Фашисты выселили мать с пятью детьми в сырой погреб, а сами заняли «козырные места» в их бараке.
«Я помню, как немцы расстреливали людей. Просто так. Заходили в хату и расстреливали», монотонно говорит женщина.
Раиса Абрамовна вспоминает, как мама приносила с работы чёрный хлеб. Триста грамм на пятерых – плата за работу прачки.
«У нас были маленькие кружечки. Мы наливали в них водичку, запаривали хлебушек и кушали. Вот и вся еда», говорит Раиса Абрамовна.
Женщина вспоминает, как будучи первоклашкой, приносила младшим свой школьный обед – «маленький кусочек хлебушка и грудочку сахара».
 «Сестрёнке три годика было. Иду со школы, а она на окошечке стоит. Ждёт, что я ей принесу. Я не ела, ей несла. А сама худющая была, – вспоминает Раиса Абрамовна, не сдерживая слёз. – Из одежды одна фуфайка и рабочие ботинки».
Женщина уверяет, что, несмотря на изнуряющий голод, не было даже мысли поживиться у немцев. Лучше умереть, чем взять мясные консервы или кусок сыра у врага.
Сейчас большинство людей не представляют себе нормальной жизни без разнообразных «благ цивилизации», в частности, без мыла, шампуней и других моющих средств. Во время войны обыкновенный кусок мыла был непозволительной роскошью. Купить его не могли, потому что стоило оно
очень дорого. А если и удавалось – то один кусок на всю семью.
«В детстве у меня была длинная, красивая коса. Её пришлось обрезать, потому, что нечем было голову мыть. Мылись одним мылом и щёлоком, вспоминает Раиса Абрамовна. Щёлок в военное время был универсальным моющим средством. Его использовали повсеместно для стирки, мытья полов и посуды, для мытья тела и головы, для дезинфекции белья, некоторые даже использовали щёлок для чистки зубов.
Военное детство смогли пережить не все. Трое младших умерли от голода. У Раисы Абрамовны остался один брат. 
Не менее запоминающейся стала для женщины осень 1943 года. День, когда отступали немцы, навсегда остался в памяти.
«Мы бежали за уходящими обозами и кричали: «Хэнде хох! Хэнде хох!». Это была для нас всех большая радость – немцы отступили, мы будем жить свободно», вспоминает ветеран.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ
Пережив Великую Отечественную, Раиса Абрамовна не могла и подумать, что спустя 70 лет история повторится. В её жизнь, как и в жизнь миллионов мирных жителей Донбасса, ворвалась война. Экономическая блокада со стороны Украины, нехватка продовольствия, невыплата пенсий. И голод, как тогда в 1942-м.
«Спасибо двоюродной сестре Ларисе. Когда началась война (2014 г. – прим.) она забрала меня к себе. Я жила у неё три года. Она меня и кормила. Благодаря Ларисе я смогла пережить самое страшное время. Как вспомню, начинают стрелять, а я на диване лежу и чувствую, как стены трусятся. Страшно очень было. Попадаем на пол и лежим, пока бомбёжка не закончится. А как уже подзатихло немного, я вернулась в свою хату», говорит Раиса Абрамовна.
Женщина признаётся, они с сестрой, хоть и живут отдельно, созваниваются ежедневно.

ПЕНСИОНЕР НЕ ДИАГНОЗ,
А АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Несмотря на возраст, Раиса Абрамовна ведёт активную деятельность. Она регулярно посещает Кировский комплексный центр социального обслуживания населения, где обучается в университете  третьего поколения. Особо женщину привлекает психологическое направление. Она с удовольствием посещает занятия и отмечает улучшение душевного состояния.
«На занятиях мы разговариваем по душам, делимся проблемами, получаем рекомендации и советы, как поступить в той или иной ситуации», рассказывает Раиса Абрамовна. Мы даже можем сами подобрать темы, которые нам интересны и преподаватель их нам подготовит».
Кроме этого, женщина посещает занятия по художественной самодеятельности. Она говорит, что университет и занятия в хоре помогают ей скрасить быт и одиночество. Вот только подорванное здоровье даёт о себе знать, впрочем, как и у всех в её возрасте.