ИЗ ПАМЯТИ СТЁРЛОСЬ ВСЁ… ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ШАХТА

   Закончилась Великая Отечественная война. В руинах тысячи городов и сёл, заводы и фабрики, затоплены шахты. Лозунг «Уголь – настоящий хлеб промышленности» как никогда востребован. 
На шахтах города началась настоящая трудовая битва за сверхплановые тонны угля и пройденные метры горных выработок. На восстановлении шахт в Донбассе работали не только мужчины, но и женщины. Они трудились наравне с сильным полом. Многие, пребывая под землей, совершали героические подвиги. Екатерина Фёдоровна Финогенова отдала шахтному труду 20 лет своей молодости.

   Сейчас Екатерине Фёдоровне 93 года. Она практически не слышит и совсем уже не видит. Родом из здешних мест – из села Криничное. Детей нет, муж давно помер. О себе рассказывает мало – почти все воспоминания стёрлись из памяти. Но один факт помнит твёрдо – трудилась на шахте.
Детские годы Екатерины Федоровны прошли в немецкой оккупации. Когда началась война, фашисты угнали её, и ещё сотни, таких как она, в Германию.
    «Мы были на окопах в Славяносербске, наши начали отступать,  подъехали немцы и нас забрали. Мне было всего пятнадцать лет. Я не знаю, где мы были, в каком немецком городе, но я знаю, что мы сидели под замками в концлагере. Я тогда еще девчонкой была. Что я могу помнить? Это было в 1943-м. А там камень тягала. Клали в подол платья и тягали. Немцы над нами издевались, как хотели», – вспоминает Екатерина Фёдоровна.
    После освобождения из плена женщина вернулась в родное Криничное.
  Для неё, для узницы концентрационного лагеря, казалось, нет ничего невозможного. Три года проведённые в заточении закалили девичий характер и выработали железную выдержку. Долго профессию выбирать не пришлось. На двадцать лет девушка спустилась в шахту. С этого момента в трудовой книжке всего одна запись – шахта «Бежановская».
«Я работала на шахте «Бежановская», на первой шахте, где начали ствол бить. Там я и работала. Ствол били, мы тягали бадью с землёй. Породу на террикон таскали. А потом как шахта была сдана в эксплуатацию,  я пошла работать машинистом подъёма», – вспоминает горнячка.
   Всю свою трудовую жизнь Екатерина Фёдоровна занимала «самые почетные должности» – работала плитовой, лебедчицей, откатчицей.
Замкнутое пространство, грязные туннели, некоторые из них простираются на сотни метров под землёй, боли в спине – несмотря на все сложности, девушка работала не покладая рук. Не жалея сил и здоровья старалась перевыполнить поставленный план.
    «Я в подземной шахте на лебедке работала, вагоны катала, на плитах работала и на насосе качала. Где пошлют, там и работала», – говорит шахтёрочка.
«Бывало, сцепишь зубы. И гонишь… Гонишь вагон. А он гружёный, по полторы тонны, а гнать нужно было метров четыреста, а потом ещё и развернуть. Тяжёлый труд. И спиной, и позвоночником приходилось толкать», – вспоминает шахтёрка.
Громких слов и пафосных речей о шахтерском труде Екатерина Федоровна не произносит, говорит только: «Шахта есть шахта…».
   На «Бежановской» женщина трудилась до самого сокращения. Потом работала разнорабочей на стройке. Эта работа была не менее сложной.
    «И песок таскала и шлакоблок», – говорит женщина.
Шахтерские и семейные фотографии не сохранились. Екатерина Федоровна их спалила год назад, когда совсем перестала видеть.
   «А зачем они мне теперь? Я всё равно ничего не вижу. Родственников у меня нет, показывать не кому. Вот кому они нужны кроме меня? Никому», – сетует женщина. 
Правда, одна фотография всё же сохранилась, совсем маленькая и официальная. Зачем старики хранят такие фото мы можем только догадываться… Да, и ещё три медали хранятся – Юбилейные, они-то в огне не горят.