В «КАИССЕ» НАУЧАТ ИГРЕ РАЗУМА

   Выбирая ребенку занятие вне дома - кружок, секцию - мудрые те родители, которые  вспоминают о шахматах. Ещё прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.   
  Для маленьких первоклассников гимназии посещение шахматного кружка – это как путешествие в сказку: здесь столько неизвестного и интересного! На занятие ребята приходят со своими шахматными досками, большинство из которых им достались по наследству от старших членов семьи. 

   
Как удалось руководителю кружка сделать так, что  шахматный кружок превратился для них в любимое и долгожданное занятие?
   Как известно, детям очень важна атмосфера. А на занятиях у Сергея Ивановича особая обстановка, он её создаёт и своей речью, и  действиями, и наглядными средствами. Преподаватель всегда в хорошем настроении, и разговаривает с детьми дружелюбно, приглашая всех в уникальный процесс обучения игре.
   Скучать ребятам не приходится. Учитель комбинирует теорию и игру в шахматы, включая в свои занятия элементы соревнований, умеет шуткой поддержать, когда не получается, и не ругает за ошибки. Он понимает, что маленьким детям трудно сконцентрироваться на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и... веселиться. Сергей Иванович отмечает успехи ребят, не забывая похвалить их за нетривиальные решения. К такому тренеру ребята просто бегут!

   «Творческое объединение называется у нас «Каисса». В честь покровительницы шахмат, богини этой игры. Я решил заниматься с детьми, потому что именно эта логическая игра развивает логику детей. Тренирует память, дети отвлекаются от негативного влияния улицы. Смартфоны, телефоны, различные гаджеты – это всё хорошо. Но! Логика иногда притупляется у детей. Когда они начинают играть в шахматы, они вынуждены думать, они хотят выиграть. Это очень большой стимул для того, чтобы развивать своё мышление», - считает руководитель шахматного кружка. 
  Чтобы заинтересовать ребят игрой, руководитель кружка придумал сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Дети уже познакомились с действующими фигурами, познакомились с их возможностями и отличием от других. Этому были посвящены отдельные занятия. Уже приучены правильно расставлять все предметы на доске. Знают, как действуют основные «герои», где их место на доске, и уже пошагово учатся правилам игры. Поэтому преподаватель предлагает детям поиграть в «Угадай фигурку»: дети находят в мешочке фигурку и наощупь угадывают её название. 
  Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы. Главный - всегда обеспечивать прикрытием своего короля. Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, ребята должны это понимать. 
   Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи. Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.     Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности. Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.
   Сергей Иванович Турпитко уверен ещё и в том, что самое главное в деле увлечения ребенка — создать круг общения. Ведь участники ходят на тренировки не только ради шахмат – они идут туда к своим друзьям. Поэтому он стремится, чтобы ребята дружили, общались. Процесс обучения продолжается, но самое главное преподавателю, на наш взгляд, уже удалось – дети полюбили игру.
   Стимул в игре  - победа. И стремлению к ней, пусть даже путём поражений, также учит преподаватель. Пока ученики ещё осваивают правила, знакомятся с основными шахматными понятиями, а впереди их ждут захватывающие партии с рокировками, гамбитами и розыгрышами разных этюдов. Наверное, не все из них станут гроссмейстерами, но то, что они вырастут самостоятельным, научатся побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение —  это однозначно.
   КСТАТИ. Полезные советы. Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ. Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам. Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер. Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками. Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка. Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения. Специалисты говорят, что дошколятам от участия в турнирах ещё стоит воздержаться: проигрыш может травмировать детскую психику. Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но замечательно, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.