Людмила Слободян: "НАМ ЕСТЬ О ЧЁМ РАССКАЗАТЬ!"

 Журналисты редакции побывали в учреждении дополнительного образования - Центре внешкольной работы «Синяя птица» и поинтересовались его работой. На наши вопросы ответила директор учреждения – Людмила Яковлевна Слободян.


  - У нас в редакции есть такая программа  «Гость в студии». А сегодня ситуация такая, что  мы в гостях в одном из учреждений образования нашего города - в Центре внешкольной работы «Синяя птица». Людмила Яковлевна, понятно, какие функции выполняют учреждения образования - они дают знания по определенным предметам и школьным программам, а какие задачи выполняет ваше учреждение? 

  - Я очень рада встрече с Вами. Потому что я очень люблю свой Центр внешкольной работы, думаю, как и все жители нашего города, не только дети, и нам есть о чём рассказать. Полное название нашего учреждения Центр внешкольной работы «Синяя птица» города Кировска. Мы работаем уже  более 40 лет. И все это время мы работаем с детьми разных возрастов от 4-х до 18 лет. Мы оказываем образовательные услуги в сфере дополнительного образования. На сегодняшний день  в городе работает 10 образовательных учреждений, из них два именно предоставляют дополнительное образование детям. Это Детская юношеская спортивная школа и наш Центр внешкольной работы. Он единственный в нашем городе и мы стараемся своей работой охватить все спектры запросов родителей и детей, чтобы предоставить как можно больше услуг образовательных в сфере дополнительного образования. 
  – Для посещения школы желание или нежелание – понятия субъективные, так как среднее образование - обязательное, а участие в ваших кружках - добровольное. Скажите, с желанием дети идут к вам или всё-таки педагогам центра приходится приложить какие-то усилия, чтобы привлечь сюда детей? Какая- то работа в этом направлении проводится?      

  - У нас в принципе проблемы только в том, что мы не можем предоставить все кружки, которые хотят дети.  Например:  у нас нет компьютерного класса, а дети с удовольствием ходили бы повышать вот свой уровень знаний в этом направлении. Далее такие кружки как научно – технической направленности. Во-первых, зависит не только от того, что нет педагога, желающего здесь работать.  Самое главное, чего для этого нет, это материальной базы. Что такое научно-техническое творчество? Это, допустим, авиамоделирование, судомоделирование, всё, что угодно! Но для этого нужно что? Материал. Для этого нужно и лобзики, и фанерочки, и картон, и клей. Но нет возможности. Поэтому, кому бы я не предлагала, они говорят: «А материальная база?» А те кружки, которые у нас есть, да, тут даже афишировать не надо - уже авторитет есть у руководителей, уже они заработали этот свой авторитет и с удовольствием ходят, и родители с детьми.  И уже дети наших учеников приходят. Поэтому здесь как бы анонсировать …  Да, мы проводим Дни открытых дверей. И объявление на сайте учреждения, на страничках социальных сетей размещаем. Мы проводим встречи по школам, анонсы делаем, объявления – и дети к нам идут.  Ну и опять же, по спортивной направленности у нас проблема.
  - Значит, выходит, ЦВР планирует направления своей деятельности исходя из наличия материальной и учебной базы? Есть преподаватель - есть кружок, нет – значит, нет?
   – Это так. Возьмём, например, спортивное направление. Мы делали запрос и в пединститут, и в филиал пединститута, т.е. в Стахановский педколледж. Спортивной направленности тоже хотелось бы, и дети бы пошли. Но нет своего спортзала. Для того, чтобы оборудовать спортзал внизу (у нас есть подвальное помещение), очень много денег нужно, понятно, а в школы руководители не особо хотят пускать - они же свой спортзал не хотят испортить, и мячи свои давать, относятся к этому как бы с осторожностью.
  – А вот скажите, а как в учреждении с посещаемостью?  Если посещение кружков является добровольным, как Вы привлекаете детей для участия в своей кружковой работе и т. д.? 
  – Я хочу Вам сказать, что в принципе наше учреждение не нуждается в особой такой рекламе, потому что жители города знают наших и детей, и педагогов. Они и сами ходили сюда, и учились творчеству, поэтому они с удовольствием приводят сюда детей. Но, естественно, мы проводим определенную работу, чтобы как можно больше охватить детей дополнительным образованием. Мы проводим Дни открытых дверей.  Как правило, они проходят в середине сентября.  И на нашей встрече мы показываем все спектры нашей работы.  Мы показываем выставки, где видны работы детей и можно увидеть, что могут наши воспитанники – шить, вязать, плести бисером, делать поделки из бумаги и т.д. Мы показываем концерт. Показываем номера и хореографии, и вокальные номера, т.е. все жители города могут прийти и посмотреть, куда привести детей, чему здесь научить.  И, хочу сказать, что мы готовим на Дни открытых дверей специальные буклетики. Они каждый год у нас обновляются. Называется этот буклет «Приходите,  мы научим». Вот в нём мы и рассказываем, какие творческие объединения у нас работают, какие педагоги здесь работают, чему здесь можно научиться. Наши контактные телефоны. И хочу сказать, что объявления мы размещаем,  конечно же, и в сети интернет на нашем официальном сайте, нашего учреждения, в социальных сетях, на страничках нашего учреждения. И еще мы проводим встречи по школам, где мы встречаемся с учащимися и начальной школы, и среднего звена, и старшей школы. И, конечно же, рассказываем о тех кружках, которые появились новые в текущем году. И, я думаю, что дети уже знают наши кружки и с удовольствием бегут к нам на занятия. 
  – Спасибо. Людмила Яковлевна, каждое учреждение имеет свои показатели. Какими они являются для Центра внешкольной работы? Что самое главное? Возможно, это охват детей, посещаемость. Ну, и заодно сразу следующий вопрос:  какие же кружки, творческие объединения в ЦВР работают, сколько их? Какие популярные, самые популярные среди детей? 
-  Я хочу сказать, что самый главный для нас показатель – это удовлетворенность  детей тем, что они делают. Конечно же, это можно проследить тогда, когда дети получают награды за участие в различных конкурсах, мероприятиях.  Я хочу сказать, что мы не пропускаем ни одного конкурса, как городского, так и республиканского,  и международного уровней, и обязательно в них участвуем.  Показатели наши говорят сами о себе.  Только за первый семестр мы участвовали даже не в городских, а выше - в республиканских и международных конкурсах, в 17-ти, и из них мы получили  первых мест – 8, вторых – 2, третьих – 3 и диплом участника  - 5. Т.е. ни в одном конкурсе мы не участвовали без результата. Как правило, у нас первые места. Вторые, третьи места и международные конкурсы – еще более весомый показатель нашей работы.  Я хочу сказать, что уже даже не за первый семестр, а уже после Нового года мы участвовали в конкурсах международных, таких как «Сияние Рождества», «Моя стихия»,  «Семейный котел» в Костроме. Допустим, в «Семейном котле» мы получили диплом второй степени. Семья Диденко получила за свое исполнение песни, которая посвящается 75-летию  Победы 1941 – 1945гг. И буквально вот 3 марта наши дети ездили на республиканский конкурс «Моя стихия» и привезли результат за два номера  - оба номера получили первые места.  Понятно, что это наш показатель прежде всего и хочу сказать, отвечая на Ваш второй вопрос,  у нас на сегодняшний день – 44 творческих объединения. Они разной направленности, такие как  художественно – эстетическое, большой спектр у нас кружков – это и вязание, это и декоративно – прикладное искусство, это и вокальные творческие объединения, хореография, это изобразительное искусство и многие другие. Это кружки научно – технической направленности  - «Юный изобретатель и рационализатор». Это кружки социально – педагогической направленности, такие как «Я волонтер», «Лидер». Далее кружки эколого-натуралистической направленности – ландшафтный дизайн, юный эколог, и кружки физкультурной направленности – шахматы, например.  Я хочу сказать, что на сегодняшний день у нас посещает наши кружки более одной тысячи детей.  Поэтому это большой охват детей нашего города. 
– Наверное, лучшей рекламой любого творческого объединения являются преподаватели? Иногда дети ходят на кружки не потому, что им интересен сам предмет, а потому, что им интересно рядом находиться с человеком, который ведёт этот кружек. Людмила Яковлевна, расскажите, пожалуйста, о преподавателях ЦВР.
– В нашем ЦВР работает 23 педагога. Я хочу сказать, что это не зависит от того, педагог с маленьким стажем или большим -  это все творчески увлеченные люди. Я очень горжусь своим коллективом. Я очень люблю его, потому что я прихожу на работу как на праздник, я вижу, с какими горящими глазами приходят сюда мои педагоги работать. Это не может оставить равнодушным никого, не только меня как руководителя. Но и, конечно, наших детей, воспитанников наших.  Наши педагоги очень талантливые, они креативные, они очень добрые, умелые. И, хочу сказать, что дети бегут на занятия не только, чтобы научиться что-то делать, они бегут как к себе домой, вот как к своей маме - они приходят со своими проблемами, со своими какими-то нуждами. Преподаватели наши никогда не оставляют детей без внимания. Что бы ни случилось с ребенком, они всегда его поддержат, подбодрят. И те дети, которых иногда мы можем назвать трудными, у нас таких очень много, и они приходят сюда и, наверное, им здесь очень комфортно, как дома, и очень приятно, что у нас таких педагогов не один и не два. Я хочу сказать, что на сегодняшний день у нас работает шесть молодых педагогов – это и психолог, и руководители кружков, и работает восемь педагогов, у которых стаж уже более тридцати лет – это тоже показатель и о чем-то говорит. И, конечно, наши педагоги повышают свой профессиональный уровень. Пятеро продолжают обучение в высших учебных заведениях, а 10 из наших педагогов имеют уже высшее образование, а 11 имеют средне-специальное образование, т.е., я хочу сказать, что  у нас работают высококвалифицированные педагоги, которые сами много чего умеют и учат детей.  И дети с удовольствием ходят на занятия  и, я думаю, вдохновляют и их, и родителей, и нас. 
– А есть такие детки, которые особые результаты показывают, «звездочками» их называют? 
– Конечно же, это понятно, что мы работаем  с разными детками и развиваем их творческие способности.  У кого-то в большей степени это получается, у кого-то - в меньшей, но, так или иначе, все дети - творческие. Ну, конечно же, есть дети, которые проявили себя в большей степени. И, хочу сказать, что не зря наше учреждение третий год работает по программе работы с одаренными детьми.  Это определенный спектр работы. Это работа и педагога, и это работа, конечно, психолога нашего учреждения, по развитию творческих данных именно творчески одаренных детей. Которые проявили особую результативность, выступая на концертах, участвуя в конкурсах и мероприятиях различных уровней.  Я хотела бы назвать не только отдельных детей, но и коллективы.  
Я думаю, что весь город знает наш хореографический коллектив «Фридом», руководитель Насонова Инна Александровна. Это участники всех мероприятий городских, это участники всех конкурсов различных уровней и, конечно же, всегда это первые места на конкурсах различных уровней.  Хочу отметить  коллектив «Радость», руководитель Бельская Елена Владимировна.  Это тоже участники различных конкурсов и, конечно же, победители этих конкурсов. Хочу отметить коллектив «Волшебники двора», руководитель Маренкова Анжелика  Александровна. Это девочки «Ледис» и «Смайлики». Воспитанники этого кружка точно также участники всех мероприятий и в городе, и в ЦВР, конечно же, всех конкурсов. 
Я хочу отметить также и рукодельниц наших. Ну, давайте назову детей, которых знает весь город, не только мы здесь, в ЦВР.  Это, конечно же, наш Марк Диденко – меленький танцор. И он не только танцор, он у нас и играет, и поет и танцует, и ходит на «Мукосольку», делает изделия из соленого теста, т.е. это та звездочка, которую действительно надо поддерживать,  и чтобы она еще ярче горела.  Хочу отметить таких детей, как Степурская Ольга, которая занимает места, делая поделки из вязания крючком, из шерсти и крючка. Хочу назвать таких деток, как Насонов Никита, Макарова Ева, Диденко Екатерина, которые участвуют в таких объединениях, как «Фридом», «Волшебники двора». Как я уже сказала, играют в оркестре народных инструментов «Кобза». У нас детки ходят не на один кружок, а они являются участниками и хореографической направленности кружков, и декоративно-прикладной направленности, и вокальной направленности, а также оркестра народных инструментов. И мы с удовольствием работаем не только со «звездочками», но и со всеми детьми, потому что все дети – «звездочки». Кто-то «зажигается», может быть, раньше, кто-то - позже, но все они горят и светят нам всем. 
– Спасибо. Ещё вопрос. Насколько я помню здание, в котором расположен ЦВР, ещё с прежних времён здесь всегда уделялось большое внимание оформлению, его внешнему виду, комнат, в которых занимаются дети. В одном помещении фотографии можно увидеть, в другом куклы, в третьем … у Вас очень интересно. Были там,  где занимаются юные натуралисты. Вот скажите, это, возможно, проблематичная тема – о материальной базе. Насколько она Вас удовлетворяет?
– Надо сказать – да, материальная база сегодня волнует не только наше учреждение, но и все учреждения. Вы же понимаете, и все мы понимаем, в какое время мы живём. Нам приходится и довольствоваться тем, что есть, и беречь то, что есть, и, конечно, мы стараемся и приумножать нашу материальную базу, пополнять её, не без помощи, конечно же, и нашей администрации, и правительства нашей Республики. Буквально в декабре, перед Новым годом мы получили от Главы нашей Республики, можно сказать, бесценный подарок. Мы получили синтезатор, на котором сейчас уже играют наши дети. Занимаются, также и индивидуально, и мы используем его на всех конкурсах, и он же звучит и в оркестре народных инструментов «Кобза». Материальная база у нас не самая совершенная, но она у нас есть. У нас есть и музыкальные инструменты, есть зал хореографии. Поэтому мы работаем не только на базе ЦВР, но и наши кружки работают на базе учебных учреждений города. Буквально в каждой школе нашего города работают наши педагоги.  И используют материальную базу школы. Например,  в УВК №18 работает кружок  «Умелые руки» - и школа предоставляет нам зал труда, и педагог учит детей делать поделки именно на базе этой школы.  Такой подобный кружок есть на базе первой школы, где педагог использует спортзал первой школы. Ну, конечно же, мы стараемся и пополняем нашу материальную базу, пишем ходатайства - и нам помогают, насколько это возможно. 
– Спасибо, Людмила Яковлевна. Я хочу Вас поблагодарить за сегодняшнее интервью. Пока мы приоткрыли завесу лишь по некоторым вопросам, можно было еще о чем-то рассказать, но, я надеюсь, это не последняя наша встреча. Я хочу пожелать Вашим преподавателям  новых высот, а деткам, которые здесь занимаются, наверное, новых побед, увлеченности. И вот такого хорошего и счастливого детства. Спасибо Вам.