«Успехи» украинской медреформы: кошелёк или жизнь



Теперь пациенты должны заключить договор о сотрудничестве с семейным врачом, который будет выдавать им направления к узкопрофильным специалистам. Попасть к лору, хирургу, офтальмологу или стоматологу самостоятельно стало невозможно. Для того, чтобы получить консультацию хирурга, лора или другого врача узкой специализации, украинцам необходимо сначала отстоять очередь в поликлинике, чтобы попасть на приём к своему семейному врачу и получить от него направление. Только после этого можно идти по назначению, ну это если очереди своей дождёшься. Как говорится, спасение умирающих – дело рук самих умирающих. 

Украинцы бьют тревогу – в последнее время стало проблемой лечение даже банальной детской простуды, не говоря уже о болезнях посерьезнее.
Парадоксально, но при всем этом именно педиатрию Украина обещает финансировать наиболее щедро.
Если на первичную медпомощь для взрослого украинца из бюджета выделяют 370 гривен в год, то дети в прайсе укрминздрава идут с повышенными коэффициентами. Скажем, на ребенка до пяти лет платят с коэффициентом 4, то есть, 1480 гривен, от 6 до 17 лет – с коэффициентом 2,2 (814 гривен). Это больше, чем для пожилых пациентов (для тех, кто старше 65 лет действует коэффициент 2, хотя и считается, что те болеют чаще.
Социальные сети переполнены жалобами на ухудшающееся качество педиатрической помощи. Особенно возмущают родителей массовые отказы докторов приезжать по вызову на дом.
«Моя подруга вызывала врача из поликлиники. Ребенку 6 лет. Подозрение на ветрянку. Температуры нет, но сыпь есть. Позвонила в регистратуру. Ей ответила женщина и начала хамить, рассказывать, что они не обязаны приезжать на вызов, если нет температуры. И с ветрянкой она должна приходить на прием к врачу сама. Подруга возразила, что в больнице полно больных детей, зачем их заражать еще одной болезнью? Женщина в регистратуре, в конце концов, вызов приняла. Далее вообще интересно. Приехал врач на дом, и сразу с порога устроила скандал, что они не обязаны... и не обязаны... и не обязаны... и вообще ни один врач вас не захочет взять в нашей поликлинике... и не обязаны... Она орала на кухне на маму, нехотя посмотрела ребенка, подтвердила, что это ветрянка, что-то написала в рецепте и, не объяснив ничего, демонстративно вылетела из квартиры, оставив дверь нараспашку. Так не должно быть. Я не против реформ, я против того, что их коверкают и неадекватно реализовывают тети в поликлиниках. Это полный треш!», – написала на своей странице в Facebook жительница Броваров.
Впрочем, как оказалось, врачи отказываются приезжать на дом вовсе не из вредности. По словам заместителя председателя правления Украинского врачебного сообщества Константина Надутого, в рамках медреформы были пересмотрены инструкции для педиатров. В частности, изменилась схема вызова доктора на дом. Раньше нужно было звонить в регистратуру районной поликлиники. Там спрашивали о симптомах и записывали адрес. Затем информацию передавали участковым врачам, а те, после основного приема в поликлинике, ездили по вызовам.
Новый алгоритм вызова педиатра на дом прописан в приказах Минздрава №157 и №504, которые вступили в силу этим летом. Родители должны звонить не в регистратуру, а непосредственно своему врачу (семейному или педиатру). А уже тот по своему усмотрению принимает решение – достаточно ли только консультации по телефону или нужно ехать к маленькому пациенту на дом.
Константин Надутый оправдывает, мол, нередко врач может выбирать – ехать по вызову или нет – только в теории. На практике у него попросту не хватает времени на домашние визиты.
Планируя кампанию по выбору своего врача, Минздрав определил квоту для педиатров в 900 детей. Это вдвое меньше, чем для семейных врачей и терапевтов для взрослых. Врачи сетуют, что родители привыкли консультироваться с доктором по каждому детскому чиху. Поэтому педиатры очень загружены. Отсюда – большие очереди в поликлиниках и отказы в выездах на дом.
Кроме того, Минздрав увеличил время на прием в поликлиниках: если раньше педиатр должен был находиться на рабочем месте два-три часа в день (после чего мог ездить по вызовам), то сейчас – пять-шесть часов.
Традиционная отговорка докторов, которые не хотят ехать по вызову на дом, но боятся брать на себя ответственность за последствия – «вызывайте скорую». Но и скорая помощь по детским вызовам с недавних пор приезжает далеко не всегда.
Изменения внесли и в работу бригад скорой помощи. Вместо врачей к пациентам приезжают парамедики, которые смогут оказать только первую помощь.
Бесплатно вызвать их можно только в экстренных случаях – к примеру, при потере сознания, эпилепсии или сердечных приступах. Высокая температура и аллергия (кроме анафилактического шока) в перечень поводов для бесплатного вызова скорой не входят. Но у населения есть альтернатива – при любом признаке ухудшения самочувствия можно вызвать платную скорую помощь, приезд которой обойдётся в 2 тыс. гривен ($80).
Так, например, киевлянка, которая попыталась вызвать скорую к трехлетнему малышу с температурой под 39 градусов, получила от медиков лишь совет – дать жаропонижающее, а наутро, если температура не спадет, – самим идти на прием к участковому врачу.
Как отметил  один украинский врач скорой помощи, попросивший не называть его имени, согласно полученной ими инструкции, на выезд к ребенку точно нужно ехать лишь в нескольких случаях: когда речь идет о младенце до года с высокой температурой, если у ребенка рвота и понос (не менее шести раз в сутки), есть одышка, вялость, судороги. В этих случаях ребенок подлежит госпитализации. Если все не настолько серьезно, «мамашу-паникершу» успокаивают по телефону и советуют звонить участковому врачу.
По словам известного украинского педиатра Евгения Комаровского сюсюканье с родителями закончилось, и началась экономика. Выезды врачей на дом стоят денег, и немалых. И эта услуга вряд ли укладывается в государственное финансирование. Ведь даже теоретически, получив 1 млн грн за 900 пациентов, педиатр должен на эти деньги содержать амбулаторию, медсестер и пр. В итоге его реальная зарплата в лучшем случае не превысит 50 долларов.
«Согласились бы вы за такие деньги бегать по ночным вызовам, если, к примеру, в Польше, можно получать 2 тысячи долларов в месяц», – возмутился педиатр, забыв о врачебной клятве, выражающей основополагающие морально-этические принципы поведения врача. На первом месте у украинских медиков – денежное вознаграждение.
По его словам, даже с учетом повышающих коэффициентов на детей кардинально изменить ситуацию в педиатрии не удастся. Для этого нужно намного больше, чем обещанные государством 800-1,5 тысячи гривен на ребенка в год.
Ситуацию в укрпедиатрии усугубляет ещё и жесткий дефицит врачей. Сейчас в этой отрасли работает порядка 3,5 тысячи докторов и большая часть из них – пенсионного возраста.
Минздрав даже несколько раз пытался переучить педиатров на семейных врачей, потом отменял этот эксперимент. В итоге хороших детских врачей на Украине осталось не так много. Да и те активно выезжают работать в Европу.
В детских поликлиниках Украины сейчас – полный коллапс. Под кабинетами огромные очереди, а ждать записи к узкому специалисту приходится неделями. С учетом фактической отмены домашних вызовов сидеть в таких очередях становится просто небезопасно, ведь там все больше детей с инфекционными болезнями.
«Привел ребенка с насморком, а уйти можно с гриппом или ветрянкой», – говорит украинка Оксана.
Женщина рассказала, что после неудачной попытки вызвать к ребенку скорую, просидела с ним несколько часов под кабинетом участкового педиатра.
«Но своей очереди не дождалась – сдали нервы. Решили идти в частную клинику, хотя там и дорого», – говорит Оксана.
Кстати, активно идут не только на консультации, но и на прививки. В государственных поликлиниках многих вакцин попросту нет.
По словам главы правления общественной организации «Национальный интерес Украины» Василия Апасова, практически постоянно возникают перебои с поставками почти всех вакцин из прививочного графика – от кори, коклюша, дифтерии и пр. А сыворотки от ботулизма нет вообще. Просто не закупается.
Кроме того, укрминздрав в закупках перешел с европейских и российских вакцин на индийские. А те дают слишком много побочных эффектов, которых боятся как родители, так и сами врачи. В итоге украинцы либо отказываются прививать детей, либо ищут хорошие вакцины у частников. Но в частных клиниках прививка стоит 500-1 тысячу гривен (кроме самой вакцины входит прием педиатра, иммунолога).
Впрочем, у многих семей особого выбора нет – в начале сентября Минздрав издал приказ, которым запрещает допуск невакцинированных детей в школы и садики. И просит местные власти проконтролировать выполнение этого распоряжения. Причем, сам Минздрав дефицита вакцин почему-то не заметил.
Так и получается: есть деньги – иди в частную клинику, а нет – то и в государственной не примут.

Кроме этого, через несколько лет украинцы столкнутся и с другими нововведениями, над которыми сейчас работает Министерство здравоохранения. Так, и.о. министра Ульяна Супрун предлагает отменить флюорографию, которую каждый украинец сейчас проходит раз в год.
По её мнению, делать флюорографию для всех – это не очень эффективный способ выявления туберкулёза. «Доктор Смерть» Ульяна Супрун предлагает решать все проблемы с помощью танцев и музыки. Исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины уверяет, что прослушиванием музыкальных композиций можно излечить многие тяжёлые болезни, повысить уровень здоровья, улучшить настроение и снять стресс. В социальной сети она писала о том, как музыкальная терапия якобы благоприятно сказывается на иммунной системе. Потому ходить к доктору уже не нужно в Украине и незачем нагружать врачей понапрасну, достаточно включить песни, рекомендованные медицинским продюсером Ульяной Супрун. Может она скоро и сама альбом таких песен запишет, а весь минздрав будет на бэках. Дёшево и сердито.
Вот такие они «успехи» украинской медреформы. А пока большинство украинцев занимаются самолечением, ведь ни денег, ни капли доверия врачам у жителей Украины не осталось.
Теперь понятно, почему жители территории подконтрольной Киеву Луганщины, обращаются за медицинской помощью в Луганскую Народную Республику. Например, совсем недавно произошёл вопиющий случай, когда у женщины была диагностирована угрожающая жизни ситуация с замершей беременностью, и чтобы избежать ответственности украинские врачи сами отправили пациентку в Луганск. Вот что рассказывает об этом случае главный гинеколог Минздрава ЛНР, заместитель главного врача по материнству и детству Луганской Республиканской клинической больницы (ЛРКБ) Олег Валиев.
«Недавно произошел у нас один очень неприятный случай. С украинской стороны к нам по гуманитарной программе (по воссоединению народа Донбасса) прибыла женщина. У нее до этого замерла беременность, плод внутриутробно умер. Он уже начал разлагаться, продукты гниения начали всасываться в кровь. Очень опасная ситуация, угрожающая жизни. И вот там, на украинской территории, это все продолжалось около месяца», – рассказывает врач.
«При этом по месту жительства она наблюдалась, стояла на учете, но они там прозевали это все. Как это случилось, как они не заметили замерший плод, я просто не представляю. Но самое невероятное произошло потом. По месту жительства ей сказали дословно: «Езжайте в Луганск и сюда до выздоровления не возвращайтесь!» Это вопиющий случай произошел по причине того, что они почувствовали – здесь может быть материнская смертность», – уверен Олег Валиев.
«Нам пришлось спасать эту женщину. Мы справились, провели успешное лечение, и она уже выписана», – подчеркивает главный гинеколог Минздрава ЛНР.
Рассказывая о работе гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса, Валиев отмечает, что женщины из населенных пунктов бывшей Луганской области, находящихся ныне под контролем Киева, едут достаточно активно, невзирая на сложности пересечения линии разграничения.
«На сегодняшний день в наших лечебных учреждениях, участвующих в гумпрограмме, – это Луганский перинатальный центр и перинатальный центр Республиканской больницы – оказана помощь в 176 клинических случаях. Проведены роды в 93 случаях и операции кесарева сечения в 21 случае. 18 детям оказана помощь в отделениях интенсивной терапии – это в основном недоношенные дети или дети, которые родились с пороками развития. Сегодня в отделении патологии в Республиканской больнице находится пять беременных на лечении. В послеродовом отделении две родильницы и с малыми сроками две женщины выписаны», – рассказывает главный гинеколог Минздрава ЛНР.
Напомним, что по вопросам реализации Гумпрограммы в медицинской сфере работают следующие номера телефонов горячей линии: (0642) 92 05 10, (050) 865 48 46, (072) 138 36 63; «родовспоможение»: (066) 58 52 661; «онкология»: (066) 58 52 651.
В Республике успешно работает гумпрограмма, пока Минздрав Украины лечит больных музыкой, ставит диагноз по анкетированию, а педиатры отказываются ехать по вызовам на дом.
Зато в Украине «сепаров» нет. И вообще Порошенко обещал им «жити по-новому». Потому клятва Гиппократа в Украине сегодня звучит так: «Кошелёк или жизнь!»