Не лечить, а исцелять: доктор Александр Лавренчик рассуждает о значении своей профессии и чувстве долга





Профессия врача — подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов.
А.П.Чехов


Сибирский характер, помноженный на донбасский

         Хорошие врачи в нашей больнице есть, и их немало. Есть, кому доброе слово сказать, кому в пояс поклониться. Правда, по военному-то времени часть поразъехалась. Но остались самые-самые преданные, самые-самые искусные, самые-самые отважные. Один – стоит десятерых, а то и больше! Александр Владимирович Лавренчик – один из них! Ответственный, интеллигентный, обаятельный молодой человек, очень дружелюбный, неизменно приветливый со всеми. Его уважают коллеги, ценит руководство, и, конечно же, любят пациенты за врачебный талант, человеческое отношение, чуткость.
Накануне Дня медицинского работника мы встретились с заведующим травматологическим отделением Кировской центральной городской многопрофильной больницы Александром Владимировичем Лавренчиком.
- Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в медицину?- спросила я.
- Я окончил Донецкий медицинский институт. В 2004 году. Тогда он назывался университет имени Горького. По специальности хирургия, лечебное дело. После интернатуры, это было два года, я пришёл в Кировскую больницу по распределению из Луганска и работал врачом-хирургом в хирургическом отделении до 2015 года. Потом я заинтересовался работой травматолога и решил переучиться. Прошёл курсы, и с 2015 года работаю в качестве травматолога, в качестве заведующего отделением, совмещая работу в травматологии и хирургии. Но основная моя работа – это травматологическое отделение.
Часто на выбор профессии влияют родители или старшие родственники, к единственному решению приводят прочитанные книги, увлекательные фильмы, встречи с особенными людьми.
- А кто повлиял на Ваш выбор профессии? Родители не были связаны с медициной?
- Абсолютно не связаны. Но на выбор повлияла мама. Она хотела, чтобы кто-то из нашей семьи был врачом. И по её желанию я поступил в медуниверситет в Донецке.  Не жалею об этом, институт хороший. А потом в медицину пошёл и мой младший брат, сейчас он работает врачом-лаборантом в Днепропетровске. Теперь получается, что у нас два медика в семье.
На первый взгляд, доктор кажется мягким и податливым человеком. Но, приглядевшись, прислушаясь к его речи, в которой всё продумано, и каждое слово сказано, как отрезано, понимаешь, что в нём есть стержень, есть твёрдость характера. Какого же он роду-племени? Оказывается, сибирского. Родом Александр Владимирович из Российской Федерации, Тюменской области, из затерявшегося в таёжной зоне реки Оби города Нижневартовска. «Я сам коренной сибиряк. Я там родился, вырос, окончил школу, до 1997 года был там. Но корни у меня украино-белорусские. С 1997 года я жил в Украине, потом в ЛНР. Кировск – это моя вторая родина. Не знаю, присущ ли мне известный «сибирский характер», но, вероятно, какие-то его элементы мне свойственны. Хотя по натуре я  - очень добрый человек, по работе - требовательный. Как это во мне уживается, не знаю.

О людях, которые прокладывали перед ним дорогу

…Александр Лавренчик пришёл работать в Кировскую больницу в феврале 2006 года,  помнит даже день - 24 февраля. Тогда главврачом был Виктор Тимофеевич Татарнев, очень хороший доктор. Он по-отечески принял молодого специалиста. Александр попал в хирургическое отделение. «В 2006-м году был коллектив, конечно, побольше. Было много врачей. Был Василий Дмитриевич Романов покойный, был ещё живой Иван Николаевич Скрыпник, очень известный доктор-хирург в своё время, пришёл работать Семён Сергеевич Балахон, в качестве ординатора, мы с ним делили одну ординаторскую на двоих. Дружили и сейчас дружим. Был доктор Владимир Павлович Писаренко. Он и сейчас как ординатор работает», - вспоминает доктор Лавренчик.
Герой моего рассказа пришёл работать, будучи молодым и неопытным. Говорит, что с Семёном Сергеевичем Балахоном они брались за всё, им всё было интересно. Занимались и гнойной хирургией, и травматологией. Травматологическим отделением заведовал сначала Лысенко Анатолий Михайлович, потом другие. Операций было очень много, было очень интересно. Александр Лавренчик помогал травматологу, ассистировал ему в операционной, принимал травматологических больных. Познакомился с травматологом из Луганска, и с 2009 года 2/3 его работы составляла уже травматология. А по ночам они дежурили с Семёном Балахоном как ургентные хирурги. Совместная работа с этим доктором, симпатия к нему как к специалисту, и как к человеку укрепила веру врача в то, что он сделал правильный выбор сферы своей деятельности - медицины. На выбор специальности также повлиял ныне покойный профессор-травматолог Луганского медуниверситета Швец Алексей Иванович. Он был куратор Александра Лавренчика на курсах, и, по его словам, много по жизни помог ему. Как хорошо, когда в твоей жизни есть такие люди! Они прокладывают дорогу вперёд, побуждают желание работать, сотрудничать с ними.

Травматология – это коллективная работа, и врачу всегда помогает очень большой коллектив

У каждого медицинского профиля есть какие-то особенности. Есть общие требования, которые предъявляются ко всем медицинским работникам, а есть ещё и особенности. Какими качествами должен обладать врач-травматолог?
Александр Лавренчик считает, что, помимо очень важных терпения и выносливости, он ещё должен обладать умением работать в команде. Ведь травматология – это коллективная работа, и врачу всегда помогает коллектив. Не секрет, что, бывает,  и врачу после сложной операции нужна морально-психологическая поддержка.
С 2015 года Александр Владимирович как врач-травматолог работает один. Ординаторов в помощь, несмотря на неоднократные просьбы, Луганск пока не присылает. Помогает средний и младший медперсонал. Доктор очень высоко ценит их помощь. Это старшая медсестра Виктория Николаевна Лихонос, очень опытный работник, ранее работавшая в операционной хирургического отделения,  в Стаханове в травматологической операционной. Многопрофильной и многофункциональной сестрой называет её Александр Лавренчик. «Она очень коммуникабельная, умеет находить общий язык со всеми сотрудниками и больными. Они  все с разными характерами, поэтому я ей благодарен, она мне очень помогает, без неё было бы очень трудно», - не скрывая чувства благодарности, говорит доктор. «У нас очень много девочек среднего медперсонала, это палатные медсёстры, которые за неимением гипсотехников и перевязочных сестёр, выполняют также и эти функции, и помогают мне на перевязках, и гипсовать больных. Они умнички. Со всеми мы находим общий язык, дружим, помогаем друг другу, вместе работаем, коллективно», - с восхищением говорит о своём коллективе, насчитывающем 13 человек,  доктор.

«Мои девчата стали большими специалистами по вопросам тяжёлых ранений»

- Скажите, это военное время, эта военная ситуация на нашей прифронтовой территории она как-то повлияла, наложила отпечаток на вашу работу?- спросила я доктора Лавренчика.
- Несомненно, боевые действия накладывают отпечаток на работу любого отделения, в том числе и травматологического. Военное время наше отделение только сплотило. Работа теперь для нас, как вторая семья. То есть две трети времени мы проводим на работе, а когда боевые действия, то нам вообще приходится и дневать, и ночевать в больнице. И поэтому все работники нашего отделения - это большая семья. А боевые действия приводят к тому, что мои девчата стали большими специалистами по вопросам тяжёлых ранений, которые в обычной жизни встречаются редко. Они могут очень эффективно и профессионально оказать первую медицинскую помощь при различных чрезвычайных ситуациях. Это очень важно. Это редкий опыт. Они приобрели профессиональные качества, которых в мирное время не бывает.
Александр Владимирович рассказал, что для обеспечения неотложной помощи имеются все медикаменты. Касательно планового обеспечения, тяжёлые операции, тяжёлые переломы верхних конечностей, нижних конечностей, то такие больные в основном направляются в Республиканскую больницу, в травматологическое отделение. Но Александр Лавренчик иногда оперирует здесь, на месте, приглашая коллектив из Луганска, накладывая здесь конструкции. На месте выполняется и фиксация средних и лёгких переломов.

За всё в ответе

Я поразилась насыщенности трудового дня врача-травматолога, зав. травматологическим отделением Александра Лавренчика. Подъём в 6 часов уже давно стал для него привычным. Лёгкий завтрак, пешая прогулка через весь город к месту работы. В 7.50 – он на работе. Начинается день с рабочего совещания, пятиминутки: дежурившие ночью медсёстры отчитываются о вновь поступивших в отделение, дают врачу информацию. Где-то в 8.30 - обход. На обходе Александр Ларенчик с медсёстрами смотрят больных, делают назначения. После этого у доктора начинается приём на санпропускнике, потому что он ещё работает в качестве поликлинического доктора. В неоперационные дни ведётся ещё приём больных в приёмном отделении. А затем врач возвращается в отделение и делает мелкие операции перевязочные, перевязки или гипсование. Если больных, нуждающихся в гипсовании, на санпропускнике много, то доктор конвейером проводит их у себя в гипсовочной. Если же это операционный день, то в 9.00 после обхода весь приём заканчивается. Что можно добавить? В травматологическое  отделение принимают и взрослых, и детей,  за неимением детского травматолога ортопеда. Александр Лавренчик оказывает помощь деткам как неотложный травматолог, для получения высококвалифицированной помощи отправляет детей к детскому травматологу в республиканскую больницу. Сейчас в отделении лежит 29 человек. Из них 2/3 находятся на лечении постоянно, с тяжёлыми травмами, в гипсах. 1/3 – это дневной стационар. Люди, лечащие хроническую патологию опорно-двигательного аппарата. Также в отделении сейчас находится на лечении двое детей.
…Каждый день приносит ему что-то новое. Сегодня легче, завтра труднее. Никто не знает, что именно пошлёт доктору судьба — сколько травм, перитонитов, желудочных кровотечений и т.д. Ему задают и самый страшный вопрос: жить будет? Надеясь, что ответ ему известен. Но Александр Владимирович знает одно, что он, как и все хирурги, всегда стоит на рубеже жизни и смерти. Всегда!

«Без взаимоподдержки хорошей работы бы не было»

Отметив, что рабочий день Александра Лавренчика очень насыщенный, я поинтересовалась,  когда и как отдыхает доктор?
- Раньше, когда активность боевых действий была большая, мы здесь работали сутками. Об отдыхе было думать не реально. Ну, а вообще, мой отдых состоит из двух частей. Первая. Я, моя супруга и двое моих детей. У меня маленькая дочка 10 месяцев, и пятнадцатилетний сын. От работы я отдыхаю дома. Жена – медик, она – медсестра поликлиники. Но мы стараемся дома на медицинские темы не говорить. Потому что, я считаю,  когда медицины много – это тоже не хорошо.  Вторая часть отдыха - это комфортность наших условий. Я люблю, когда в коллективе у нас взаимопонимание, когда создаются очень хорошие взаимоотношения. Когда очень удобно и приятно работать. Это тоже одна из составляющих отдыха, - рассказал доктор.
- Наверное, трудно было бы работать, если бы не было взаимопонимания с руководством, с администрацией Кировской горбольницы. Скажите, какие у вас складываются отношения, и ощущаете ли вы эту помощь?
 - Я благодарен Татьяне Николаевне Пахомовой, что она в 2015 году предложила мне работать в качестве травматолога. Хотя на тот момент я был ещё хирургом официально. Благодаря нашей больнице я прошел курсы переквалификации, то есть являюсь дипломированным травматологом-ортопедом. С главным врачом у нас всегда очень хорошие отношения, она помогает. Также мы сотрудничаем с начмедом Лидией Николаевной Корниенко – человеком достаточно опытным, знающим все нюансы.  Я ей очень благодарен за помощь. Я вообще большое спасибо говорю людям, коллегам, которые остались работать на линии разграничения, в условиях войны.   Это большой подвиг, я считаю. Поэтому они нам все очень помогают, и коллеги, и администрация. Я думаю, что без этой взаимоподдержки у нас бы не было такой хорошей работы.

«Самая лучшая благодарность для травматолога – это когда человек приходит и показывает, что он ходит без костылей и без палочек»

Доктор Лавренчик знает, насколько важно доброе слово для выздоровления пациентов. Его слова, как бальзам, действуют на них. А ведь каждый из пациентов со своим характером, своим букетом болезней! И доктор Лавренчик в процессе лечения всех умеет успокоить, подбодрить. А если доктор тебе улыбается, значит, твои дела неплохи, идёшь на поправку и скоро домой!
В кабинете доктора много изображений Спасителя, Его святых. Объясняет, что их оставляли доктору выздоровевшие больные. Но доктора больше радует, когда благодарность идёт от детей. В его столе рядом с документами хранятся и детские рисунки детей, проходивших лечение в отделении. И даже в гипсовочной висит произведение детского искусства - рукавичка.  Александр Лавренчик рассказал, что в отделении лежала девочка на стационарном лечении с тяжёлым переломом предплечья. Её прооперировали. «Девочка бегает сейчас. Забыла о травме. И вот пришла на приём и подарила рисунки. Самая лучшая благодарность для травматолога – это когда человек приходит и показывает, что он ходит без костылей и без палочек. Мы это называем – собрать человека по кусочкам» - поделился своими мыслями зав. отделением.
- Так как наша встреча проходит накануне вашего профессионального праздника Дня медицинского работника, что Вы пожелаете своим коллегам?
- Я не буду отходить от традиций. Я всегда первым желаю всем медикам – это здоровья. Прежде всего, все медики должны быть здоровы. Ведь здоровье оно бесценно. Потому надо его беречь и следить за ним. А в этом и помогаем мы, врачи, своего рода спасатели, протягивая руку помощи в нужный момент. Второе. Я им желаю в это трудное время, здесь, на линии разграничения, терпения. И третье.  Я хочу пожелать мира, мирного неба над головой. Это очень актуально.
- И это очень важно. А мы от редакции, от журналистского коллектива редакции хотим также поздравить Вас и весь коллектив медиков с профессиональным праздником и пожелать, наверное, правильных медицинских решений, чтобы все ваши больные выздоравливали. Успехов Вам, тоже здоровья – Вы нуждаетесь в нём, как и все обычные люди. Ну, и конечно же, Вы правы, мира всем нам