В ночь с 21 на 22 ноября 2019 года к
одесскому пляжу Дельфин прибило штормом малый танкер Delfi, перевозивший
нефтепродукты. Судно терпело бедствие в Одесском заливе несколько часов, не
пытаясь зайти в порт, и не подавало сигналов SOS. Судно отбуксировали в
одесский порт, однако, его сорвало с якоря и выбросило на мель. В итоге танкер
совершил навал бортом на волнорез, вследствие чего из пробоины на корабле в
Черное море вытекло горючее. Экипаж из трех человек пришлось эвакуировать в
сложных условиях — все трое моряков были госпитализированы с обморожениями в
одесские больницы.
По данным Государственной экологической
инспекции Крымско-Черноморского округа после крушения 22 ноября показатели
загрязненности Черного моря нефтепродуктами были превышены в 53 раза, в субботу
23 ноября - в 36 раз, в воскресенье - в
20 раз. Естественно, это очень высокое содержание нефтепродуктов. На
сегодняшний день уже нет превышений предельно-допустимых концентрации
нефтепродуктов в воде, заявили эксперты.
Украинские эксперты-биологи считают, что
основной экологический удар придется на представителей флоры и фауны акватории
Одесского побережья с приходом весны. Накопленные в ряде организмов
нефтепродукты, в более тёплое время будут опять переходить в водную среду и
загрязнять её, как вторичное загрязнение. Если мидии накопят достаточное
количество нефтепродуктов и погибнут, то после их разложения нефть опять
вернётся в море.
Пока специалисты решают судьбу Delfi, пытаясь
выйти на связь с британским хозяином танкера, который ходил под флагом Молдовы,
одесситы приходят на место экологической катастрофы для проведения
профессиональных фотосессий и селфи.
Ранее
танкер Delfi уже попадал в поле зрения украинских правоохранителей в 2017 году
– тогда судно сбросило грязные остатки топлива в районе Белгород-Днестровского.
Экологи пожаловались в прокуратуру, которая открыла уголовное производство по
факту загрязнения моря, так и не получившее развития – судовладельцы штраф не
заплатили.
Безразличие
собственников судна объясняется тем, что танкер Delfi на рейде работал в
качестве "черного бункеровщика" – заправлял другие суда топливом без
акцизных пошлин и налогов. В среднем прибыль от черной бункеровки в месяц составляет
от миллиона до трех миллионов долларов.
Похоже,
что собственники танкера и организаторы схемы с черными бункеровщиками вновь
уйдут от ответственности.
Министр природных ресурсов
и экологической безопасности
Луганской Народной Республики Ю.А. Дегтярев