Ворошиловский стрелок



Уважаемые читатели! Мы продолжаем вести рубрику «Наши герои», в которой знакомим Вас с защитниками Луганской Народной Республики. В данной статье пойдёт речь не просто о человеке, а о настоящем воине, правнуке Климента Ефремовича Ворошилова. Видимо, не зря судьба «забросила» правнука Маршала Советского Союза на Донбасс. Но, обо всём по порядку.

Климент Ефремович Ворошилов –  советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, один из первых Маршалов Советского Союза.
Климент Ворошилов родился 4 февраля 1881 года в селе Верхнее Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне - город Лисичанск). Учился в земской школе в селе Васильевка (в настоящее время входит в состав города Алчевска). С 1896 года работал на Юрьевском металлургическом заводе, с 1903 года в городе Луганске на паровозостроительном заводе Гартмана.
Климент Ефремович был председателем Луганского комитета большевиков (с марта 1917 года) и Луганского совета и городской думы (до сентября 1917 года). По многочисленным просьбам трудящихся, город Луганск был дважды переименован в Ворошиловград. Впервые Луганск стал Ворошиловградом 5 ноября 1935 года. В 1958 году город снова станет Луганском, а в 1970 году вновь будет переименован в Ворошиловград. И лишь через 20 лет – в 1990 году – историческое название «Луганск» было восстановлено.
Мало кому при жизни досталось столько почестей, наград и народной любви, как Клименту Ворошилову. Его именем назывались десятки городов и сел, все мальчишки гордились значками «Ворошиловский стрелок», а полководческий талант Климента Ефремовича был воспет в сотнях книг и кинофильмах. Не мог правнук знаменитого Маршала Советского Союза остаться в стороне и разорвать связи с Луганской землёй, тем более, когда она в очередной раз подверглась нападкам коричневой чумы. У Ворошиловых это семейное – бить фашистскую гадину. Итак, знакомьтесь.

Правнук Климента Ворошилова Юрий Александрович Ворошилов родился в Крыму, где и прошло его детство (до 14 лет примечание). После развала Советского Союза, отец отказался присягать Украине и его перевели в Мурманск, в военный гарнизон в Видяево (посёлок в Мурманской области России примечание). Отец с мамой уехали раньше, а Юра с бабушкой остались в Крыму, жили недалеко от Евпатории. К родителям в Видяево герой рассказа переехал в конце 1993 года.

Окончив школу, Юрий пошёл служить в армию. Попал в Киркенесскую бригаду морской пехоты города Спутник Мурманской области. В армии освоил диверсионно-разведывательную профессию, и там же прошёл школу снайперов.
Военное дело привлекало Юру с детства. «Первые погоны мне одел дедушка. Когда мне было пять лет, он сделал мне генеральские погоны на Новый год», – вспоминает с улыбкой Юрий.
 Ворошиловы – семья нескольких поколений военных. Мама - военно-полевой хирург. Служила в Афгане. «Это человек, которого ничем не напугать», - с гордостью утверждает собеседник.
У самого Юрия Ворошилова большая семья четверо деток. Даниил -  старший, Александр - средний, дочь Анастасия и младший сын, Ярослав. После развода с первой женой, Юрий обосновался в Санкт-Петербурге, где и живёт, по сей день.
Юрий Ворошилов имеет военный опыт с 1997 по 2009 год. Он прошёл три войны: Чечня, Осетия, Донбасс. После ранения в Чечне комиссовали. Но всеми правдами-неправдами он восстановился на службу и пошёл служить на подводную лодку.
Наш собеседник чтит память предков и передаёт свой военный опыт новым поколениям. Юрий рассказал о том, какую поисковую работу они проводят с патриотами в Российской Федерации. «У нас в гарнизоне в Видяево есть военно-патриотический клуб «Зов». Это копатели, военные археологи. Есть такая Долина Славы, которая ранее называлась Долиной Смерти, в Мурманской области. Мы там копали и перезахоранивали бойцов. Только при мне были найдены около восьми тысяч человек, покоившиеся с Великой Отечественной войны – это были и советские солдаты, и немцы. Именно в Долине Славы остановили четвёртую немецкую бронетанковую армию. Со времён войны, на том месте стоит легендарный танк. Конечно, активисты его подкрашивают, проводят реконструкцию, благоустраивают, чтобы полностью запечатлеть и сохранить эпизод Великой Отечественной войны для потомков. Здесь шли ожесточённые бои на главном участке фронта в Мурманской операции 1941 года. Немецкие войска к утру 2 июля 1941 года подошли к реке, а утром 6 июля, имея превосходство в живой силе и технике, форсировали её. Фашистам удалось вклиниться в расположение советских войск лишь на 2-3 километра, после чего последовала контратака 52-й стрелковой дивизии под командованием полковника Георгия Александровича Вещезерского. Итог боёв в Долине Славы провал наступления немецких войск на Мурманск.
Кроме археологии, в военно-патриотическом клубе «Зов» я обучал ребятишек стрельбе. Устраивал им страйкбол. Это военно-тактическая игра, где нужно метко попасть друг в друга пластиковыми шариками», - поясняет Юрий.
В 2008 году Юрий Ворошилов служил в Северной Осетии как военспец (военнослужащий вооружённых сил одного государства, направленный для оказания помощи в освоении, обслуживании и эксплуатации техники и вооружения в вооруженных силах другого государства – примечание).
Юрий вспоминает один из случаев, как мама получила похоронку, а отец не поверил. Чувствовал, что сын жив. «Он меня три месяца искал и нашел в Нижнем Новгороде. Когда я лежал в госпитале в Нижнем Новгороде после ранения, приехал меня проведать отец и мой начальник по воспитательной части. Они с отцом познакомились и замполит, узнав, что отца называют «Будёша», привязал этот позывной ко мне. Сначала называл «Будёша» младший, потом просто «Будёша».
«Позывной «Будёша» достался мне по наследству. Так называли моего отца в юности. Ворошилов и Будённый объединили в одно слово, и получился «Будёша», - вспоминает гость редакции.
На вопрос о том, как попал на Донбасс, Юрий Ворошилов рассказал, что «долго следил за новостями по телевизору и входил на сайт 1-го батальона Бригады «Призрак» Алексея Мозгового. На этом сайте я общался с близкими по духу людьми. Мы с ребятами из Москвы и Санкт-Петербурга собирали деньги для ополчения и отправляли на счёт батальона бригады «Призрак». Он тогда только формировался. Амуниции и даже формы ещё не было», отметил Юрий.
Имея в своём багаже военный опыт морской пехоты, Юрий оказался на Донбассе. «С моей Киркенесской бригады на Донбасс в качестве добровольцев приехали 30 человек, девять из которых погибли. Я знал, что ребята служат здесь, но мы все служили по разным местам, и встретиться нам не удалось», рассказал собеседник.
Юрий попал в Кировск случайно. Он приехал в российский Донецк и на границе к нему подошёл незнакомый человек. Как выяснилось позже – это был Николай Михайлов (житель города Москвы, уроженец Кировска, проложивший вместе с братом Валерием Николаевым «Дорогу жизни Москва-Кировск» – примечание).
«У нас с Николаем завязался разговор и там же, на границе, он представил меня атаману казаков Павлу Збитневу», вспоминает рассказчик. Уже тогда боец знал, чувствовал, что встреча эта неслучайна. И, действительно, встреча с атаманом их связала на несколько месяцев - они плечом к плечу стояли на защите Донбасса.
Примечательно то, что 12 февраля 2014 года Юрий женился, а уже 13-го того же месяца встал на защиту Донбасса.
«Буквально в тот же день я уже стоял в Голубивке на блокпосте «Угол» и защищал кировские рубежи. У меня ведь военный опыт и специальная подготовка, поэтому сразу пошёл в бой. Я жену предупреждал, что поеду в любом случае. Она тогда беременная была и чуть не поседела. До сих пор мне эту выходку вспоминает», – покачивая головой, поведал Юрий.
«В Кировске было мало опытных военных, в основном «теоретики». Если бы сюда приехала регулярная российская армия, как рассуждает украинское правительство, то через неделю мы уже были бы в Киеве. Украинских карателей не только остановили дворники, плотники и шахтёры Донбасса, но и разбили. Все украинские олигархи и миллиардеры ничего не смогли сделать».
Будёша рассказывает, что у украинской армии было много иностранных наёмников, которых он в бою лично встречал. «Мы захватывали американские дальнобойные винтовки «Барреты». Также, очень много «правосеков» было из Ивано-Франковска, которые проходили специальные военные базы подготовок. На Петроградке (посёлок Донецкий – примечание) стоял 3-й корпус правого сектора (представители украинской армии - примечание). Они себя называли «корпусниками». Наши, ополченцы, стояли под терриконом до моста, а укры - с другой стороны. Они постоянно из минометов по нам «лупили». На машину Джип Митсубиси Л-200 правосеки прикрепили миномёт. Выстрелом из «Мухи» (ручной гранатомёт – примечание) я попал в заднюю часть машины, она загорелась и они (правосеки – примечание) повыскакивали и начали бежать. Одного успел всё-таки ранить. А машину спалил. Вот так нам пришлось защищать рубежи города Кировска».
Далее Юрий вспомнил тех ребят, с кем пришлось воевать. «У нас парень служил – Борис «Тихоня», он был родом из Харькова. Он удрал с Украины, когда там началась мобилизация. Два месяца, пешком он добирался до нас, чтобы вступить в 1-й Кировский батальон бригады «Призрак». Мы вместе с ним служили. Своеобразный человек, который вообще почти не разговаривал, хоть и проблем с речью никаких не было. Его родная сестра отвернулась от него, потому что он ушел в ополчение на Донбасс, а не поддержал правительство Украины. После того, как Борис попал в Дебальцево, мы потеряли с ним связь. Одни говорили, что он пошел служить к «Гиви», другие говорили, что он служит у «Абхаза».
Ещё помню, был случай, в 2014 году в Таракановке  (населённый пункт - примечание) жила на углу женщина. Мы хотели её эвакуировать, но она отказалась, потому, что её муж был инвалидом Великой Отечественной войны, да и ехать некуда было. Люди жили под постоянными бомбежками. В огороде у них торчало много хвостов от снарядов. Мы помогали этой семье, постоянно их кормили. Нас продуктами снабжали братья Николай Михайлов и Валерий Николаев. Паштеты и тушенку, которые они привозил нам, мы разносили людям. То, что получали в столовой это мы и ели. Хлеб на пост выдавали по шесть буханок на сутки. На посту было 4-5 человек. Две буханки мы оставляли себе, а остальное отдавали людям», вспоминает Юрий.
«Наше подразделение называлось «Станица», потому что состояло из казаков. Атаманом был Павел Збитнев. Павел стоял еще с палками на баррикадах возле СБУ в Луганске. Я его очень уважаю, он золотой человек, – вспоминает боевого товарища «Будёша». - Я сам не казак, хотя у меня мать и бабушка Кубанские казачки».
«Тогда в подразделении «Станица» было 18 человек. Одного мы потеряли сразу в бою, дня через три… У нас был довольно большой участок обороны. Мы держали посты: «Угол», «Дальняя высотка» около Голубивки под церковью, плато Таракановка, верхняя Бахмутка, Михайловка. Противник был от нас в двух километрах. Я часто к ним ползал (в разведку ходил - примечание). Двоих правосеков снайперов «снял». Я доползал до Лисичанска на их 5-й блокпост. Хотел БТР им спалить, но не успел. Укры сменили ротацию и переместили технику. Очень сожалею, что не удалось отомстить. Правосеки постоянно пьяные были или обкуренные. Я двигался всегда по квадрату. Был случай, когда ехал газон (машина - примечание) с пятью правосеками. Они ставили мины, а я следом шел за ними и снимал (разминировал - примечание). Я тогда 47 мин собрал. Такая урожайная у меня была вылазка. Одна такая вылазка могла длиться до трёх дней. Моим вторым номером был Андрей «Беркут», с которым в основном мы ходили в разведку. Еще был казак из Екатеринбурга, байкер из «Красных волков» - позывной «Бык». Он получил ранение в ногу», – рассказал собеседник.
При обстреле украинскими карателями населённого пункта Михайловка «Будёша» получил ранение. «У меня осколок под почкой. А я на брюхе постоянно ползал по десять километров», вспоминает гость.
 «В общем, на войне, как на войне. Но в город Кировск мы с ребятами из подразделения никогда не выходили с оружием, чтобы не пугать людей. Ведь им и так страшно. Город Кировск был разрушен, посёлок Донецкий был разрушен до основания», – в завершение беседы подытожил «Будёша» – Юрий Ворошилов.
Когда родился сын, Юра вернулся домой, в Санкт-Петербург.
И только в 2016 году 22 декабря Юрию вновь выпала возможность побывать на кировской земле, только уже в качестве гостя, с командой, которая организовала «Дорогу жизни Москва - Кировск». Этот раз была новогодняя миссия. Юрий увидел совсем другой город Кировск. По его словам, это - город, где будто бы и не было войны. Что его поразило? Улыбающиеся люди, большое количество детей, новогодние представления, разноцветная елка, яркие фонари на площадях. И что больше всего удивило «Будёшу», что всего лишь за год призошли такие изменения. Восстановлены в центре города учреждения, школы, детские сады, Дом милосердия, которые целенаправлено уничтожала украинская армия. Юрий признался, что нисколько не пожалел, что тогда, в 2014 году, оказался рядом с людьми, которые так нуждались в помощи и отстаивали свою свободу, защищаясь от фашизма. И на вопрос  «Поступил бы он так ещё раз?» он твёрдо ответил «ДА!». Ведь он точно знает, что зло должно быть наказано, а слабый защищен.  
Да. Кировская земля имеет своих героев, которыми по праву может гордиться. Одним из них является Юрий «Будёша». Пока по одной земле с нами ходят такие люди, мы можем быть точно уверены – победа будет за нами!


Александр Пономарёв