«Голос родины моей» 

или Через песню по следам биографии

Игорь Ждамиров: «Спасибо тебе, Господи, за все, что у меня есть! И трижды спасибо за всё, чего у меня нет!»



Прозаик, поэт и бард Игорь Ждамиров родился 17 сентября 1969 года в городе Чарджоу Туркменской ССР. В 1982 году вместе с семьей переехал в деревню Новая Деревня Липецкого района. В 1987-1989 годах проходил службу в Афганистане, был водителем 32-й отдельной вертолетной эскадрильи взвода связи. Он участвовал в боевых действиях и покинул Афганистан в последней колонне советских войск. Награжден орденом «За личное мужество». В настоящее время проживает в городе Липецке.
Игорь Ждамиров не раз побеждал в различных песенных фестивалях и конкурсах как автор и исполнитель патриотических песен. В 1994 году он дебютировал на Липецком областном фестивале авторской песни в лагере «Голубая даль», в том же году стал обладателем Гран-при 6-го Международного фестиваля поэзии и авторской песни «Оскольская лира». В 2006 году Игорь стал лауреатом X Международного фестиваля солдатской и военно-патриотической песни стран СНГ «Афганский ветер» в Старом Осколе, на XI фестивале завоевал Гран-при.
          В 2012 году Игорь Ждамиров был принят в Союз российских писателей. Он – лауреат премии литературного журнала «Петровский мост» за 2010 год в номинации «Проза и драматургия» за рассказы «Пашкины журавли» и «Лета».
*    *    *    *    *

Музыку Игорь Ждамиров любил с детства. Первую гитару мама купила ему лет в пять. Тогда он ещё не понимал, зачем она ему, но знал, что нужна. С этого момента он с ней не разлучался. Спать ложился, а инструмент с собой рядом клал. Лет с четырнадцати Игорь уже совсем серьезно тяготел к музыке и песням военно-патриотического направления. В кругу друзей он со своей гитарой всегда был душой компании. Музыкального образования у Игоря нет, он самостоятельно освоил навыки игры на гитаре. И всю жизнь, сколько себя помнит, пишет и исполняет собственные песни. Особенно после череды событий, которые переломили, обострили что-то в его душе…
С городом Кировском Игорь Ждамиров познакомился в тяжёлые для всего Донбасса годы. В сентябре 2014 года, взяв в руки своё главное оружие – гитару, Игорь оказался в расположении казаков атамана Павла Збитнева. Так и началась его служба в рядах ополчения Луганской Народной Республики.
«Я раньше над казаками потешался. Мне в Липецке предлагали вступать в казаки, а я говорил, что вы ряженые и о казачестве ничего не знаете. Нацепят на себя медали, а, на самом деле, боевой ни одной. Когда приехал сюда (в Кировск - примечание), думал, что четыре концерта отыграю, и всё. Но подружился с казаками, с Павлом Збитневым и только через него нашёл дорогу в Казачество. Я поверил ему, его бойцам. Это честные, искренние, самоотверженные ребята. Мы и сейчас дружим. Я являюсь казаком Трехизбенского юрта», – рассказал Игорь.

Именно здесь, на линии фронта, в окопах, Игорь прошел обряд посвящения в казаки у атамана Павла Збитнева. «Только смотри – назад пути нет. Казаков пленных назад не выдают. Либо сразу убьют, либо замордуют, пустят на органы или запытают до смерти», – с такими словами принимал в казаки атаман Павел Збитнев новобранца Игоря Ждамирова. С этого момента четыре концерта растянулись на несколько месяцев службы. Спустя какое-то время Игорь напишет песню «Пожалейте, казаки, атамана», посвящённую своему командиру – славному казачьему атаману Павлу Збитневу.

Идея провести необычные «Уроки мужества» для детей в школах Донбасса появилась у Игоря ещё год назад. По словам супруги Ксении, в Липецке нет ни одной школы, которую бы не посетил исполнитель.
Приятно понимать, что Кировск – первый город Донбасса, школы которого с концертной программой военно-патриотической песни посетил Игорь Ждамиров.
«Школьники – это самая благодатная почва для такого рода концертов, для таких слов. Они придут нам на смену и кому, как не им, закладывать искорку патриотизма. В наше время детям необходимо закладывать в душу чувства, что не всё в мире продажное, что должны быть ценности, которые из века в век переходимые: любовь, гордость, честь. Выступая для людей, Игорь открывает что-то новое, то, что даёт ему желание жить не для себя, а для других», – отметила Ксения.
Между взрослым и детским репертуаром отличий практически нет. По словам Ксении, репертуар у Игоря такой, который можно исполнять абсолютно всем без исключения. Это и «Девочка снайпер», и «Голос Родины моей». «На наши концерты приводят совсем маленьких детей, а в школах проводят «открытые уроки» для детей 1-3 классов», – рассказывает Ксения.
«Сегодняшняя наша встреча не приурочена какой-то дате. Просто люди должны иногда встречаться, петь, размышлять. А размышлять о многом необходимо начинать уже с детства. Сегодня я хочу вам рассказать, кто такие защитники своей Родины, откуда они берутся. Вы, такие ещё маленькие дети, вскоре поделитесь на парикмахеров, поваров, космонавтов, казаков, солдат, офицеров. Это было испокон веку. У каждого человека, кроме своих прав, на земле есть свои обязанности. Обязанность женщины – быть хорошей матерью, женой. А мальчики очень часто не хотят выполнять свои обязанности на земле – защитить свой дом, встать на защиту своего государства. Сегодня я хочу рассказать вам о тех людях, которые с детства поняли, что Господь им дал много духовной и физической силы. И эти мальчики используют эту силу, ловкость, смелость для того, чтобы защищать свою Родину. Кто-то должен печь хлеб, кто-то должен лечить людей. Хорошо, когда человек нашёл своё призвание и всю жизнь занимается своим делом. Когда человек услышал свой зов и пошёл за ним, тогда из него получится хороший пекарь, солдат… Вы тоже, выбирайте профессию согласно своему зову. А самые сильные, самые смелые, самые дерзкие, конечно, ваш удел – это армия», – обратился к присутствующим Игорь Ждамиров.
Примечательно, что до начала выступления Игорь помолился и призвал ребят тоже поблагодарить Бога за хороший мирный день. «Я перед концертом, если вы не возражаете, прочитаю «Отче Наш», а вы давайте со мной, приблизимся к Господу нашему», – обратился Игорь к ребятам.
У каждой Родины свой голос. У нашей Родины – это колокольный звук, пение птиц: скворцов, соловьёв, синичек, мамин голос… Поэтому своё выступление исполнитель начал с песни под названием «Голос Родины моей» и рассказал ребятам, что для него Родина.
Игорь Ждамиров поделился с детворой своими маленькими детскими мечтами. «В детстве я очень сильно хотел быть доктором, потом хотел продавать квас, а в жизни Господь управил, чтоб я стал поэтом и солдатом», – отметил Игорь.
О том, как надо защищать Родину, Игорь знает не только от дедов, он сам прошел не одну войну. Первое знакомство с «чёрной чумой» началось в Афганистане, затем - Южная Осетия, а теперь Донбасс.
 «О нашей общей беде я знаю не понаслышке, не по телевизору. Я знаю, мои хорошие, что пришлось пережить многим из вас. Дай вам Бог терпения, здоровья, чтобы на вашем здоровье это никак не сказалось, чтоб вы были честными, добрыми, счастливыми ребятишками», – обратился к кировским школьникам Игорь Ждамиров.
«Сейчас я пишу книгу с пока ещё рабочим названием «Сказ за Донбасс». Осилил только пятую часть книги», – признаётся Игорь.
Исполнитель рассказал, как, представляя интересы нашей Родины на дальних рубежах – в Афганистане, познакомился с другом, теперь уже кумом, Игорем Борисовым. «Мне было 18 лет, когда я вышел из самолёта и вступил на землю Афганистана, где была война. Я подружился с командиром отделения. Сначала я ему не понравился, у меня была короткая шинель, я был бледный, напуганный, мне было ужасно страшно. Стою я перед ним -  худой, тощий, только что от мамы, папы, которые меня любили. А он ходил вокруг меня и говорил: – «Зачем мне эта буздылка? Сейчас на него надень бронежилет, рацию, автомат – он сломается пополам». А я хожу, у всех спрашиваю, что такое буздылка?
– Товарищ сержант, вы не знаете, что такое буздылка?
– Почему не знаю - знаю.
– А что это такое?
– Это когда шляпу от подсолнуха срубите, палка до весны торчит, это и есть – буздылка.
С тех пор, когда хочу обозвать какого-то длинного, сухого, то называю буздылка. И тут же поясняю, что это такое, чтоб человек не мучился. Что нет ничего страшного – это палка от подсолнуха», – смеётся Игорь.
 С тех самых пор, они - лучшие друзья. А историю дружбы с Игорем Борисовым донёс юным слушателям Игорь Ждамиров, исполнив песню «Мой лучший друг».
Мастер спорта по дзюдо Мурик был старше своих сверстников. В армию он попал в 23 года, после третьего курса Полтавского вертолётного училища. Сильнее его, в гарнизоне никого не было. «Ни один офицер справиться с ним не мог. Я прослужил с ним год и за всю службу ни разу не видел, чтоб он кого-нибудь ударил, чтоб заставлял кого-то что-то принести. В армии есть такое дело, что старослужащий на молодого бойца часто вешает свои обязанности. И в нашей части это тоже было, и именно Мурик прекратил дедовщину. Я увидел, как распоряжаются люди своим благородством и силой во благо другим. У него было понимание, что если Бог дал ему много сил, то это для того, чтоб творить добро», – вспоминает Игорь.
Мурик улетал домой за восемь дней до вывода последней колонны войск из Афганистана. А Игорь с другими бойцами выходил с последней колонной. Именно тогда моджахеды поклялись на Коране, что не выпустят последнюю колонну, что никого не оставят в живых, убьют всех. Мурик улетал, им было страшно, всем хотелось жить дальше. И только спустя 16 лет Игорь Ждамиров написал песню о том, как Мурик улетал домой, а им его так не хватало. И лишь выцветающая постепенно чёрно-белая фотография, которую хранит исполнитель, напоминает ему о друге. Чёрно-белое фото… и написанная 16 лет спустя песня под названием «Улетает Мурик домой».
Примечательно, что песня «Письмо ополченца родному врагу» была написана Игорем Ждамировым именно в Кировске и именно тогда, когда в кировскую гимназию попал снаряд (4 декабря 2014 года – примечание) украинских карателей. Игорь вспоминает, что в ту ночь так бухало, что он не мог сосредоточиться. Сидя на ящиках с боеприпасами, начал писать, родились две строки. И всё… Целый час не было вдохновения. От взрывов он вздрагивал, а в голове мысли: – «Все ли живы после таких разрывов? Лишь бы никого не убило». Игорь чувствовал, что он здесь ради одной этой песни, а всё остальное - не столь судьбоносно. А именно эта песня – судьбоносна. Ему страшно, да ещё и песня не идёт. Он, взрослый человек, плакал словно ребёнок, молился Богородице, Николаю Чудотворцу, читал «Отче Наш». А потом, будто надиктованная, без единой помарочки, на бумагу легла песня. Присутствующие внимательно слушали «Письмо ополченца родному врагу», словно сливаясь с автором песни воедино.
Песня «Как просто и славно мы жили» рассказала детворе о том славном времени, когда Игорь был совсем юным, таким же, как ребята сейчас. Как на Алтае в прорубе купались, играли в лапту, из лука и рогаток стреляли, костёр с одной спички зажигали и из ничего жилище делали, ветки рубили. «Мой дед-фронтовик шёл со столярки, и у него был осколок под сердцем. И, как сейчас, помню:
– Что ты, деда?
Мы на новостройках жили, идти далеко было, а у него осколок под сердцем. Он кулаком в землю упрется, в снег сядет на коленку, подышит:
– Да сейчас пойдём.
 И не говорил, почему он так отдыхает. Так он вёл меня домой, или я его… То он меня со школы забирал, то я его с работы. Идёт мимо школы, в окошко постучит и показывает:
–  Домой пойдёшь?
– Пойду.
Так, с осколком под сердцем, и ушёл дед», – вспоминает Игорь.
«У меня два деда – Митя и Миша, и оба дошли до Берлина. Хотя знакомы не были – один из пехоты, другой из артиллерии. А мне было радостно, что они оба дошли до Берлина.  Когда я спрашивал у деда Мити, как правильно сделать? То с одним вопросом приду, то с другим. А он всё время говорил, что совесть подсказать должна.
– Совесть моя молчит.
– Да ты что, как это, молчит?
– Нет, она немножко сомневается, но мне кажется…
 Дед улыбался, садился на корточки и говорил: – «А ты подумай, когда тебе что-то не ясно, вот Христос сделал бы так?»
И в маленьком возрасте у меня включился датчик. Если ты сомневаешься, как поступить, что сказать, ты подумай, Христос бы так сделал? Столько в жизни вопросов отпадают сразу и колебания заканчиваются.  А ещё дед мне сказал: «Даже если ты один, даже если вокруг тебя никого нет, помни всегда – на тебя смотрят».
– Кто на меня смотрит, деда?
– Бабушка, дед, прадед, Ангелы, Бог смотрит.
– Даже когда я в туалете?
– Даже когда ты в туалете.
Тогда, я стал ходить в туалет, и мне стало неловко. Ну а здесь, зачем за мной смотреть?», – смеётся Игорь.
«Мы всегда на виду у Господа и он все наши поступки, все деяния видит. Это нам кажется, если никто не видел, значит и спросу не будет. Спрос будет за всё, что мы в жизни наворочаем. К Господу прийти нужно будет с чистой душёй, чистой совестью, потому, что там всё великое – и радость великая, но и скорбь будет великая», – отметил исполнитель.
Словно заворожённые, слушали присутствующие рассказ об Андрее Смыслове, удостоенном звания Героя Советского Союза, который его так и не получил.
...Пустынная, пыльная афганская дорога-лента. По ней идёт колонна боевой техники, замыкает её машина с ракетной установкой «Град». В машине двое – водитель и лейтенант Смыслов. Пыль мешает движению, липнет к лобовому стеклу. Какие-то мелкие песчинки, а сыграли роковую роль. Из-за пыли машина отстала, забуксовала в песке. И тут появились душманы. Водитель погиб сразу. И Андрей понял, что бандитам нужен «Град». У него была возможность вырваться. Отдать установку врагам, а самому скрыться. Но лейтенант Смыслов был защитником. И защищал он в ту минуту не только «Град» механический, но и свой град – далёкий родной Липецк. И парень остался. Он взорвал установку и в одиночку вступил в бой с пятью машинами вооружённых душманов. Расстрелял все патроны – ведь в арсенале одного человека их явно меньше, чем у нескольких десятков людей... Так, в 22 года, Андрей Смыслов обрёл славу, почёт и бессмертие, а Игорь Ждамиров посвятил ему песню. «Это высокий подвиг», – отметил исполнитель.
Это был не просто концерт одного исполнителя. Супруга Ксения поддержала Игоря, исполнив несколько песен, а пятиклашки громче всех подпевали «Если с другом вышел в путь». Чередуя гражданские песни с военно-патриотическими, Игорь умело избежал депрессивного момента, а профессионализм исполнителя помог наладить, казалось бы, совсем ещё с юными, но уже защитниками Родины, увлекательный диалог. Старший товарищ завораживал ребят своими рассказами. Кто-то из ребят тихонько хихикал, в надежде, что его не заметят. А у кого-то из взрослых по щеке катилась слеза - ведь Игорь не просто спел. В каждой из песен он рассказал о себе, своей жизни, рассказал о том, чего не прочесть в книгах. Ведь каждая песня – это и есть его жизнь.  
         Прощаясь, Игорь Ждамиров исполнил песню «Нить», а ребята, в знак благодарности, искупали автора в аплодисментах, подарили цветы и поделки, сделанные своими руками.