Образ женщины 
Одна из немногих 
Успешная женщина - юрист... 
Ирина Червякова 
Героиней нашей рубрики на этот раз стала удивительная женщина, замечательная жена, любящая и заботливая мама, бабушка двух невероятных внуков - начальник Кировского городского управления юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики - Ирина Робертовна Червякова.
И хотелось бы, чтобы наша беседа получилась неформальной, более непринужденной и искренней. А получилось это или нет, решать Вам, уважаемые читатели.
Само понятие «Успешная женщина» многогранное и разностороннее. Женщина может быть успешной мамой, успешной женой, успешной в карьере, а некоторые умудряются добиться успеха во всех областях сразу. И такие успехи, конечно же, достойны восхищения!
Это сейчас она - состоявшаяся многогранная личность. А какой она была в детстве, юности и как именно прошла свое становление как личности и успешной женщины …расскажет Она сама… 

«Светить всегда, светить везде - вот лозунг наш и солнца»...

По страницам истории детства… 

 Сейчас мы перенесемся в среднюю полосу России, во Владимирскую область,  именно там прошло детство Ирины Червяковой. 
Родилась, как тогда было принято говорить, в семье интеллигенции и рабочего, мама была учителем русского языка, и именно она повлияла на формирование классического вкуса дочери к литературе, папа был слесарем, а также занимался общественной деятельностью, был председателем спортивного общества ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Отец был спортсменом, и свою любовь к спорту привил и своей дочери, хоть особых личных достижений в спорте у нее нет, но спортивные передачи смотрит с удовольствием и является фанатом хоккея.
«Я жила недалеко от Москвы, 4 часа езды на поезде, а машиной еще быстрее, по сегодняшним меркам, можно сказать, что мы жили практически в Москве. Отец меня возил на спортивные соревнования, и я с удовольствием «болела». Когда смотришь это вживую, эмоции зашкаливают, такой азарт - не передать словами»,- вспоминает Ирина.
И, как все девочки того времени, Ирина очень любила фигурное катание. У нее у одной из первых в поселке появились фигурные коньки белого цвета.
«Это было - нечто! На обычных коньках я не могла кататься. А как только надела фигурные, то все получилось, в них кататься было -  одно удовольствие»,- смеется Ирина Робертовна.
В поселке, где жила Ирина, специализированного катка не было, но была аматорская хоккейная «коробка», где все с удовольствием катались на коньках.
Средняя полоса России славится великолепными пейзажами и живописными уголками природы. Снежная зима с умеренными морозами сменяется теплым и влажным летом. В холодный период все леса и перелески покрыты белоснежным покрывалом, а речушки, закованные в лед, становятся просто раздольем для любителей зимних видов спорта. К слову сказать, наша героиня очень любит кататься на лыжах, да и природу, особенно ту, свою родную, тоже очень любит. Еще одним ярким воспоминанием из детства являются совместные походы в лес с отцом и братом. «Тихая охота» - как называют собирание грибов - еще одно увлечение Ирины, которым она с удовольствием поделилась с нами.          «Грибы – это отдельная моя тема. Это доставляет огромное удовольствие - срезать гриб, а когда находишь один, смотришь, а там еще грибы – это какая-то сказка. Вспоминаю, как папа будил нас в четыре - пять утра, и мы шли собирать грибы. Для нас с братом было непонятно, зачем так рано, наверное, чтобы других грибников опередить (сейчас рассуждает Ирина). У меня тогда было одно желание: «Поставьте мне кровать, прямо в лесу!», я бы легла и спала, прям там (смеется). Перед войной (на Донбассе 2014 году - примечание) мы ездили к нам, за Донец, в тот год был огромный урожай грибов. Тогда я вспомнила свое детство: как мы с папой и братом собирали грибы. А уже позже я прочитала, что перед Великой Отечественной войной тоже урожайность грибов была огромной», -  вспоминает Ирина Робертовна.


Листая страницы своей жизни, наша героиня рассказала об одном курьезном случае родом из глубокого детства, а, точнее сказать, о своем паническом страхе.
 «Однажды мы с папой ловили мышь, которая бегала по дому. Это был уже вечер, и я лежала в кровати, когда услышала папу, который сказал: «Иринка, помоги мне, мышь по дому бегает». Я со всей ответственностью взяла в руки веник и встала в противоположном конце комнаты с намереньем помочь отцу в поимке мелкого незваного гостя, и все бы ничего, если бы она не пробежала по моим ногам. На весь дом стоял мой пронзительный крик.  И с этого дня я панически стала бояться мышей», - поделилась своим воспоминанием героиня.
В семье Роберта Викторовича и Валентины Сергеевны Ирина была не одним ребенком. У нашей героини есть брат, он младше на семь лет, и у них очень дружеские отношения.
«Несмотря на то, что мы - мальчик и девочка, мы очень дружны. Я его очень любила и продолжаю любить, а в детстве хотела, чтобы он жил вместе со мной всегда. Вот такие у меня были детские мечты», - говорит Ирина.
Брат Владимир - бывший кадровый военный, и именно Ирина настояла, чтобы он поступил в военное училище. Сейчас брат живет в Белоруссии, в городе Витебске, наша героиня была у него в гостях до войны, в 2012 году. Сейчас он на пенсии. А служил брат на Дальнем Востоке и на Сахалине. 

О выборе профессии

Спокойные дни шли размеренно, и в то время все было как-то иначе. И тогда, слава Богу, не было войны. В жизни девушки, которая как раз заканчивала десятый класс, настало время определиться с выбором будущей профессии. По своей натуре, Ирина Червякова - лирик, а не «технарь». Ведь, несмотря на то, что школу девушка закончила почти на «отлично», ей сложно давались физика и математика, их приходилось заучивать. И специальность будущую девушка выбирала такую, где не будет этих злосчастных предметов. Юридический факультет был не единственным, где отсутствовали данные дисциплины, но специальность юриста  девушку действительно и серьезно заинтересовала,  и она подавала запросы во все институты с юридическим направлением.
 «В то время, когда я заканчивала десятый класс, в юридический институт можно было поступить, только имея стаж работы. Не так, как сейчас. Со всех институтов, куда я писала, мне дан был ответ, что нужен стаж работы, это обязательно. Поэтому, узнав, что не смогу поступить в институт, я поступила в университет на юридический факультет, но там учиться было дольше», - рассказала Ирина Червякова.
И она «созрела» поступать на юридический факультет. Тогда отец по-доброму подшучивал над целеустремленной девушкой, называя ее Зиночкой (эксперт-криминалист - примечание) из культового советского сериала «Следствие ведут Знатоки», тогда так популярного кинофильма.
«А я говорила, что хочу быть следователем, вот такая у меня была детская мечта. Однозначно, я остановилась только на юрфаке. И поступила в Ивановский государственный университет на юридический факультет, специальность «правоведение», - говорит Ирина.

Её история любви….

Она, наверное, так похожа на сотни тысяч других таких историй, конечно же, о любви. Когда - то большая, единая страна - пятнадцать республик, бескрайняя и необъятная, на первый взгляд, территория, но такая маленькая касаемо любви. Ведь она соединяла таких дальних по географической протяженности, но таких близких душевно людей. Ведь при каких других обстоятельствах, люди совершенно далекие и, в перспективе, не имеющие шанса на встречу – встречались и обретали друг друга…  Любовь и студенческие годы – это аксиома. И как бы не сопротивлялась, настроенная на учебу и получение профессии, целеустремленная девушка, как бы не строила она свои планы, как известно, человек предполагает, а Бог располагает. Все произошло так, как должно было произойти… А именно так…
Поступив в университет города Иваново, Ирина полностью отдалась учебе. У девушки была четко поставлена задача: «Окончить университет, а уж потом только выходить замуж».
История  любви будущей семьи Червяковых началась с ничего тогда не обещающей беседы и с высоты второго этажа. Ирина тогда проживала в студенческом общежитии, окна которого выходили во двор военного госпиталя. А ее будущий муж, Александр, находился там, на лечении во время прохождения срочной службы в армии.
«Я сидела на окошке, готовясь к экзаменам, а он мимо проходил, завязалась беседа, которая переросла в дружеские отношения, а они, в свою очередь, вылились во что-то большее. Сказать, что это была любовь с первого взгляда - да, скорее всего, это было действительно так», – улыбаясь, рассказывает Ирина Робертовна.
Все шло своим чередом, будущий муж Александр продолжал служить в армии, встречались они нечасто, когда у него были увольнительные. А когда он заканчивал службу, Ирина жизни без него уже не представляла и на третьем курсе пара решает пожениться. Отец юной девушки очень переживал, думал, что на этом учебе дочки придет конец, но на получение образования замужество Ирины никак не повлияло.
Когда будущий муж отслужил в армии, перед парой встал вопрос -  где им жить, в каком городе. Ирине в городе Иваново жить не особо хотелось. Больше ее привлекали города такие, как Ленинград или Москва. Являясь поэтической натурой, вопрос отпал сам собой. Конечно же, в Ленинград. Вначале туда уехал будущий муж по направлению, а спустя время к нему приехала и Ирина.
Настало время узаконить свои отношения и пойти в ЗАГС (органы записи актов гражданского состояния – примечание). Подавать заявление влюбленные пришли в августе, и им сказали, что нужно ждать три месяца, город ведь большой, желающих расписаться много. Но они все же решили спросить, нет ли даты пораньше, а регистратор сказала, что есть один день - 15 октября…
«Мы с будущим мужем в тот момент переглянулись, ведь пятнадцатого октября - мой день рождения. И, ровно в двадцать лет, 15 октября, я приобрела статус жены», - вспоминает Ирина Червякова.
Поженились они в городе на Неве, и это, на мой взгляд, безумно романтично. Фото для семейного альбома было сделано в нехарактерном для нашего местного обывателя месте  - на Невском проспекте. Традиции петербургской свадьбы – они живы и сейчас, и уже обросли легендами и передаются из поколения в поколение. В Санкт-Петербурге (тогда Ленинград - примечание) - городе с огромным количеством мостов, существует такая традиция, о которой нам с Вами рассказала наша героиня: когда свадебный эскорт едет по мосту - целуются молодожены, а когда под мостом - свидетели.

 Новый поворот в жизни…

Выйдя замуж, наша героиня перевелась на заочную форму обучения и вышла на работу. Муж Александр уже работал в строительной отрасли, и Ирина устроилась на то же предприятие, на должность бухгалтера. Отпуск молодая семья провела в родном городе мужа. Ирине очень понравился Кировск. Городок, хоть и маленький, но девушку поразило продовольственное обеспечение (город шахтерский и обеспечение было по первой категории - примечание), что даже разницы в сравнении с Ленинградом она не заметила.


«Я же родилась в небольшом поселке, и к этой шумной жизни так и не смогла привыкнуть. Проживая в огромном мегаполисе, до места работы и обратно домой нужно было добираться по два часа. Вся жизнь проходит в дороге, с тех пор, я не люблю общественный транспорт. За недолгое проживание в Ленинграде я так устала ездить»,- признается Ирина Робертовна. 

Юриспруденция - моя профессия, призвание и жизнь…

В 1988 году нашему городу несказанно повезло, ведь именно тогда, двадцать восемь лет назад, Ирина и Александр Червяковы переезжают в наш город на постоянное место жительства.
«Сразу же по приезду я пошла в милицию, не изменяя своей мечте - быть следователем. Одним из условий приема на работу было предоставление документов, подтверждающих физическое и психологическое здоровье. А так как я только приехала, у меня даже карточки медицинской не было. Конечно, на месте я прошла нарколога и психиатра, но имеющихся документов оказалось недостаточно, было решено направить запрос в наркологический диспансер Ленинграда. Запрос был отправлен, как говорится «на деревню дедушке», ждали, ждали - но ответа так и не было. И до сих пор мне так и неизвестно, пришел ответ по запросу или нет. Но я не жалею, в милиции, на мой взгляд, женщине тяжело работать»,- вспоминает Ирина Червякова.
Александр - муж Ирины, устроился в ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) работал там добросовестно, и, спустя некоторое время, ему предоставили жилье. По воле судьбы, в организации, где трудился Александр, была свободна вакансия юриста и наша героиня устроилась туда.
«Знаете, в моей жизни все удачно складывается, все происходит в нужное время, не раньше и не позже. И одним из убеждений для меня служит то, что у человека есть судьба. Судьбу не обманешь, она есть даже в мелочах»,- убеждена Ирина Робертовна.
Работа в системе ЖКХ, а позднее еще в паре знаковых мест, для ее профессиональной деятельности, несомненно, повлияли на формирование ее характера, подготовили к занимаемой ею сегодня ответственной должности – начальника Кировского городского управления юстиции.
Закон для нее - очень емкое понятие, закон – это то, что нужно исполнять беспрекословно, его нужно читать, и он везде и для всех одинаков. Его нужно и соблюдать, и выполнять.
Справедливость - это если уж тебя и приговаривают к определенному наказанию, то это, действительно, должно быть справедливо. Справедливость должна быть во всем, в этом деле нельзя ошибиться.
Она уверена, что юрист, как и врач, не имеет права на ошибку, ведь на кону зачастую стоит судьба человека.

Откровенно,  по душам… 

Какая она в обыденной жизни, вне работы…              
«Обычная», - как она сама говорит. Ирина Робертовна дома – женщина любящая и заботливая.  Главным и самым важным достижением в своей жизни считает рождение сына Артема, который, в свою очередь, подарил ей двух замечательных внуков: Алису и Никиту.


«Дома я такая, как все, всегда в этих домашних заботах. Всегда вспоминаю мамины слова «почему мы три раза в день едим,  тут хоть бы раз успеть приготовить» (смеется).  Живу я, как здесь принято говорить, на земле, у меня маленький жилой домик, но очень большой огород. Вот этого я никогда не любила, как я часто говорю - я не юный натуралист, просто это то, что нужно делать, и я делаю. А так я бабушка «Ила», как меня называет мой любимый внук (смеется)», - рассказывает наша героиня.
По характеру суточной активности Ирина Червякова - жаворонок, просыпается рано, а вечером рано засыпает. А утром спокойно может доделать оставшиеся с вечера мелкие домашние дела. Почетной обязанностью Ирины Робертовны, как бабушки, является отвести внуков в детский сад.  
Она уверена, что сила женщины - в ее слабости. Она считает, что настоящая женщина должна быть, в первую очередь, женственна. А со словом «женщина» всегда ассоциируется семья и уют, и не только дома, но и на работе. Такая женщина всегда открыта для близких людей. Не обязательно она должна быть руководителем, ведь это известная полемика - настоящая женщина или настоящий руководитель? Настоящая женщина  все будет успевать - и руководителем быть, и семье оказывать достойное внимание, и семейный очаг поддерживать.


«Самый любимый писатель Лев Николаевич Толстой, это пошло с юности, а любимое произведение - его «Война и мир». Когда я его прочитала, все книги для меня потускнели. После прочтения «Войны и мир» пришло какое-то озарение. А поэт любимый Михаил Лермонтов. Его стихи меня очень поразили, а особое отношение появилось, когда я прочитала о его детстве, как его воспитывала бабушка, и как-то на мне это отразилось, и я с особым интересом читала его стихи. Музыка нравится классическая, фильм - да много любимых кинофильмов, но назову «Большая перемена». Я очень люблю читать, когда я в отпуске, для меня это самый хороший отдых - взять книгу в руки», - рассказала о своих предпочтениях наша героиня.
Самые трогательные и волнительные воспоминания, и еще не пережитая боль утраты – это родители.
«Я очень люблю своих родителей, мне очень жаль, что их нет на этом свете. Когда я рассказывала о книгах и любимых литературных произведениях – это все впитано у меня с молоком матери. Моя мама -  преподаватель русского языка и литературы. Мама для меня служит примером. Она являлась и учителем, и мамой, к ней я всегда обращалась за помощью. Моя мама была добрейшей души человеком. Когда я ездила на вечер встречи выпускников, тогда была очень душевная встреча, и включили слайды тех учителей, которых с нами нет. И, естественно,  там была фотография и моей мамы. Тогда я услышала от выпускников параллельного класса, в котором моя мама была классным руководителем, очень добрые высказывания, жаль, что я узнала об этом только шесть лет назад, что мою маму называли «Рождество Христово» и вот она у меня, действительно, такая и была», - рассказала Ирина Робертовна.
Её девиз: «Светить всегда, светить везде - вот лозунг наш и солнца», и она полностью олицетворяет данные слова, своей притягательностью, лучезарностью, добротой, чуткостью и открытым сердцем.
Что она ценит в людях?
Порядочность, ведь порядочный человек не солжет, не обманет, не будет сплетничать.
В какие моменты она счастлива?
Когда нет проблем на работе, когда все живы и здоровы, когда все задуманное осуществляется, когда все хорошо складывается и не нужно ни о чем переживать, когда проводит время со своими внуками «Когда, как говорят, «пазлы складываются» и все хорошо на работе и дома, тогда я счастлива», - говорит Ирина.
Гармонию и удовлетворение ей приносит полученный результат. Даже на бытовом уровне, например, задумала посадить грядку и посадила ее, и это уже - удовольствие.
Чего она не любит? Плохую погоду, сильную жару.
О себе, как о руководителе, говорит так: «Я плохой руководитель, они у меня все друзья. Я не строгая. Я мягкий человек, руководитель таким быть не должен».
Семья для нее - надежный тыл.
Работа – это очень хороший коллектив и основная часть жизни, которая должна приносить удовлетворение, ведь, когда не хочешь идти на работу - это очень тяжело.
Долгосрочных планов она не строит из-за нашего сложного времени. Говорит, когда что-то планируешь, оно может не сбыться, как бы ты этого не хотел, а хорошее всегда получается спонтанно.
Ирина Робертовна не из тех, кто, переступая порог дома, с легкостью может забыть о делах рабочих.
 «В голове они все равно у меня остаются. Я живу в районе бывшей шахты «77», и на работу, и с работы я хожу пешком, это минут сорок ходьбы, и времени у меня достаточно, чтобы проанализировать работу, сделать важные звонки. Это не отражается на моей семье однозначно», - поделилась Ирина Червякова. 

О семейных традициях

Семейные традиции, сложившиеся в семье Червяковых, были переняты из семьи мужа. Ведь большую часть своей жизни Ирина прожила рядом с родителями супруга после их переезда в Кировск.
Свекровь Ирины Робертовны научила ее готовить пельмени, это их домашнее и очень любимое всеми блюдо, а их приготовлением занимаются обязательно вместе.
«Я очень люблю их готовить, мой внук их очень хорошо лепит и всегда помогает мне. Я стараюсь эту традицию передать и дальше. Еще в нашей семье готовят манты (традиционное мясное блюдо народов Центральной Азии, Турции, Монголии, Кореи - примечание) и в их начинке больше тыквы чем мяса »,- рассказала наша героиня.
Праздничный стол для своей семьи готовит одна. В меню для семейных торжеств преобладают блюда, любимые детьми.
 А Новый год - праздник детства - для Ирины Робертовны сейчас ассоциируется с внуками и детьми.
Новый год - это праздник мандарин, конфет, Деда Мороза. И она обязательно загадывает желание под бой курантов…


 И напоследок…

Женщина-юрист - самый привлекательный персонаж голливудских фильмов: умница, красавица, настоящий боец и почти всегда победительница.
А ведь и правда, кому, как ни женщине с ее природной интуицией и материнским состраданием, разбираться в человеческих судьбах, вершить правосудие. Неординарность принятия решений, стремление, настрой на духовные свершения, на торжество совести, глубоких правовых начал, на бескомпромиссную борьбу за справедливость - идеал, и кто, как ни женщина, способна на такое?   И, недаром, богиня с завязанными глазами - символ непредвзятости и объективности – Фемида, и она - Женщина……
 С Ириной Робертовной мы проговорили два с половиной часа, темы были разные, обсуждали мы и войну, и политику, и сложности нашего времени, и процессы становления исполнительной службы. Во всех сферах она показала себя как удивительно интересный собеседник. Но данная статья была не об этом, в ней только косвенно затронуты данные вопросы.


 Данная статья была о Ней - о дочери, о женщине, о матери, о бабушке и просто, о невероятной Ирине Червяковой.