12
февраля 2015 года, после безуспешных наступательных действий украинской армии
на Донбассе и ряда сокрушительных поражений: окружение и уничтожение
восьмитысячной группировки вооружённых сил Украины на, так называемом,
Дебальцевском выступе, терпя поражение за поражением, Украина прибегла к уже
отработанной осенью 2014 года тактике. Как можно быстрей запросить у Республик
Донбасса перемирие и сесть за стол переговоров, выиграв тем самым для разбитых
и обескровленных войск краткосрочную передышку.
12 февраля исполнилось пять лет подписанию
вторых Минских соглашений. Юбилей, в общем-то, для Луганской Народной
Республики невесёлый.
«Прошло
5 лет со дня подписания Минска-2 – фундаментального документа, нацеленного на
мирное урегулирование конфликта на Донбассе. Но Украина упорно игнорирует
пункты Минских соглашений, продолжая обстрелы наших территорий. #МИРпоЗЕЛЕНСКИ
– это открытый геноцид народа #ЛНР»,– так
прокомментировал этот юбилей Глава Республики Леонид Пасечник на своей странице
в сети микроблоговTwitter.
Обстановка в которой был подписан документ
была сложная и во многом крайне тяжёлая для украинских войск.
Лето 2014 года. Украинская армия активно
ведёт карательную операцию против населения Донбасса, которое не согласилось с
нацистской политикой Киева, создало свои государства – Луганскую и Донецкую
Народные Республики.
Идея трехсторонней встречи появилась ещё в
июне 2014 года. Однако тогда кровавый президент Украины Пётр Порошенко, желая
добиться триумфа, от неё отказался, недооценив силы народного ополчения. В
августе 2014 года украинская армия потерпела сокрушительное поражение на
юго-востоке страны: сначала в Изваринском, так называемом, южном котле, а затем
в окружении и разгроме украинских войск под Иловайском. Понимая всю плачевность
сложившейся ситуации, украинское правительство резко выступило за подписание
Минского протокола. Однако Пётр Порошенко не собирался выполнять взятые на себя
обязательства. После перегруппировки и пополнения армии боевые действия
возобновились с новыми силами. Спустя полгода, зимой 2015 года народные милиции
Республик Донбасса преподнесли украинской армии ещё один урок: провели успешную
совместную операцию по окружению крупной группировки украинских войск в городе
Дебальцево, после чего Украина вновь начала судорожно заявлять о
безрезультативности Минских соглашений. И уже 12 февраля 2015 в столице республики
Беларусь – в Минске, представителями Украины, России и Луганской и Донецкой
Народных Республик, при непосредственном участии ОБСЕ был подписан исторический
документ – второй Минский протокол, который должен был положить конец военным
действиям на востоке Украины. Но, к сожалению, как и в случае с первым Минским
договором, подписанным в сентябре 2014 года, для украинского правительства этот
документ оказался лишь простой бумажкой. Украина использовала договор для того,
чтобы укрепить свои силы. А обязательства, которые прописаны в протоколе, Киев
выполнять и не собирался. Так было в 2014 году, так происходит и сейчас.
«Подписание Минских соглашений шло в
постоянной работе. Очень долго и болезненно шли переговоры, потому что многие
пункты выяснялись по множеству раз и, собственно говоря, в конечном счете, эти
соглашения подписали. Там стояли подписи и представителей Республик Донбасса, и
представителей Нормандского формата. Минские соглашения, по сути дела, породили
очень большой круг вопросов, предложений, как это всё можно урегулировать,
высказывалось множество разных планов по имплементации Минских соглашений. Но
надо сказать, что Минские соглашения, их выполнение даётся с очень большим
трудом», – сказал
в эфире телеканала «Луганск-24» доктор философских наук, профессор ЛНУ им.
Владимира Даля Владимир Шелюто.
Документ предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых
вооружений от линии соприкосновения, начало диалога о восстановлении
социально-экономических связей Киева и Донбасса, а также реформу конституции
Украины с целью децентрализации и закрепления «особого статуса отдельных районов
Донецкой и Луганской областей».
«Если
мы можем сказать о том, какие же определенные успехи до настоящего времени, – это, первое,
конечно, снижение всё-таки интенсивности военных действий. Хотя по сути дела ни
разведения войск, ни отвода войск, тяжёлого вооружения на 50-70 километров: всё
это не выполнено. Второе, это, конечно же – проведение обмена. Это тоже было
важным событием. Хотя был период, когда, по сути дела, по Минску переговоры
практически не происходили, потому что 29 ноября 2016 года была последняя
встреча в Нормандском формате, после этого, в общем-то, никто ничего не
обсуждал. И 24 июня 2017 года был последний телефонный разговор. После этого
всё практически завершилось. То есть Минские соглашения существуют, но сторона
Украины их совершенно не выполняет. И поэтому те все основные пункты: ни амнистия,
ни снятие блокады, ни особого статуса – ничего нет. И вот, например, после
прихода Зеленского наступает какая-то
реанимация соглашений, какой-то прогресс намечен, но, по сути дела, всё
заканчивается вот этой встречей в декабре месяце, когда Зеленский в очередной
раз распиарил себя. После этого всё остаётся на тех прежних местах»,– подчёркивает Владимир Шелюто.
Политолог Дмитрий Крысенко говорит, что Минские
соглашения были инициированы по большей части украинской стороной.
«Это у
них дела были очень плохи, и им было необходимо, как можно в большей степени оттянуть
конец своего режима. То есть они упрашивали Российскую администрацию пойти на
подписание таких соглашений. В целом, конечно, то, что данные соглашения
действуют – это скорее плюс, чем минус. Плохая дипломатия всё-таки лучше, чем
никакая. Позитивом является то, что нас всё-таки признали субъектом, хотя и с
отсроченным или ограниченным суверенитетом, но всё-таки субъектом международных
отношений. Поэтому Киеву ничего не остаётся кроме, как придерживаться хотя бы
внешне тени соблюдения этих соглашений, хотя понятно, что по факту они их не
исполняют, они не называют даже наших названий и лишь иронизируют и открыто
смеются даже над названиями двух Республик, – отмечает Дмитрий
Крысенко. – Дипломаты торгуются. Для
украинской стороны – это способ выжить, для России – это способ, ну, я бы
сказал так, в тех условиях, в которых она находилась, так же хотя бы
поддерживать какой-то баланс и равновесие. Что-то похожее было во время
Американской революции. Когда Американские революционеры восстали пол лозунгами
Республики, но российская монархия открыто стать на их сторону не могла и она
объявила вооружённый нейтралитет. Она, как бы, не занимает ничью сторону, хотя
понятно, что в большей мере она всё-таки была на стороне американских революционеров.
Но сейчас, конечно, ситуация поменялась и Америка находится по другую сторону.
Но вместе с тем, Минские соглашения – это тоже вот такой невооружённый нейтралитет.
Россия поддерживает нас и морально и физически, но вот пока что признать нас
или предпринять какие-то более активные шаги она не может».
Очевидно, что Украина была вынуждена
попросить российские власти поспособствовать диалогу между властями Республики
и собственно собой. Но причиной того, что эти соглашения не исполняются, во
многом является и не профессионализм тех властей, которые были тогда и тех
властей, которые есть сейчас. И об этом говорит очевидный факт: заявление и
оценка сложившейся ситуации со стороны Министерства иностранных дел Российской
Федерации. Сергей Лавров в интервью российской газете поделился некоторыми
подробностями Парижской встречи и рассказал о том, что шоумен Зеленский вскрыл
заранее подготовленный документ, согласованный лидерами Нормандского формата и
Министром иностранных дел.
«Я не
открою большого секрета, но нам известно, что такую позицию украинская
делегация на Нормандском саммите в Париже заняла по настоянию Вашингтона,
которому очень не хочется, чтобы выполнялись Минские договорённости. Очень не
хочется, чтобы линия соприкосновения стала безопасной с обеих сторон. Видимо
поддержание этого конфликта в некоей контролируемой фазе соответствует
интересам США с точки зрения их геополитических видов на постсоветское
пространство»,– сказал Сергей Лавров.
Политолог Дмитрий Крысенко прокомментировал
данное заявление, отметив, что поле интересов великой державы – это, всё-таки,
весь мир.
«Как
Соединённые Штаты – это глобальное государство, так и возрождающаяся Россия –
это тоже глобальное государство. С той лишь разницей, что для Соединённых
Штатов Америки остальной мир – это, грубо говоря, туалетная бумага, которой
можно попользоваться и выбросить, а вот доля России остальной мир – это,
собственно, часть их же тела, это продолжение собственной территории и
благополучие этого мира в интересах Российского государства. И разница, конечно,
есть. В современной ситуации, думающая элита большинства стран мира, прекрасно понимает, что Россия –
это то государство, которое может предложить справедливый миропорядок, на
который можно рассчитывать и от которого можно получить помощь»,– говорит Дмитрий Крысенко.
Украинская власть не понимает, что постоянно
козыряя перед Вашингтоном, она рано или поздно окончательно утратит остатки
государственности и их, использовав, попросту выбросят на помойку.
«Те,
кто заварил эту кашу в 2013-2014 году, совершенно чётко представляли себе то,
что их в данном случае ждёт. Потому что Соединённые Штаты Америки действуют во
всех регионах, примерно, по одинаковой технологии. И если на тот момент им было
крайне необходимо, скажем, совершить здесь государственный переворот. Они
мыслили, что этот государственный переворот – один из способов ослабления
России, ослабление её влияния на данном геополитическом пространстве, приход к
власти чисто проамериканской администрации в Украине. Но дело заключается в
том, что всё оказалось куда более сложней. И в настоящее время мы видим, что
Украина является вот таким камнем преткновения, по сути дела, для очень многих стран. Потому что
многие страны вынуждены от очень многого отказываться. Ну, например, хотя бы та
же санкционная политика, которая сейчас активно проводится против России. Ведь
больше всего от неё страдает и не Россия, а страдают именно те страны, которым
запрещено торговать в России, которым запрещено вкладывать деньги в производство.
И в результате разоряются фирмы, теряются экономические связи, которые не так
просто получить. Это исключительно важные моменты. Поэтому Соединённые Штаты Америки находятся за
океаном, но они пытаются, как бы, создавать некие такие очаги постоянного
возбуждения в мире, которые дают им возможность извлекать определённые
дивиденды и стабильность»,– отмечает доктор
философских наук, профессор ЛНУ им. Владимира Даля Владимир Шелюто.
Политика Украины во многом приводит к тому,
что и в политическом поле страны происходят непонятные постоянные перестановки.
Проамериканская администрация, видимо, пока не получается. В Украине нет
единого центра власти, и этот внутренний хаос выгоден внешним кураторам. Ведь
когда нет единства, легче манипулировать и можно людей переставлять, как
шахматы.
Дискуссия о Минских соглашениях в связи с
пятилетней годовщиной обострилась. К ней присоединилась и молодёжь Кировска.
«На
данный момент не стоит говорить о том, что
возможен какой-то большой прогресс в плане Минских соглашений. Мы уже
много лет чего-то ждём и ждём, а оно не наступает. Самое главное – это
надеяться на свои силы, на свои возможности, что мы можем сделать мир для
нашего государства сами. И сделать это хорошо. Сделать в Луганской Народной
республике стабильность и процветание»,– уверен Сергей Кровельщиков.
За пять лет формального действия Минских
соглашений украинская сторона всячески саботирует выполнение условий этого
документа, демонстрируя своё внутриполитическое бессилие и ненадёжности своих
обещаний перед мировым сообществом. На протяжении пяти лет действия второго
Минского протокола украинская сторона выборочно выполняет свои обязательства.
Полностью отказаться от Минского протокола
руководство страны не может, так как рискует потерять и без того уменьшающуюся
поддержку Европы, а выполнив все взятые на себя обязательства страна попросту
распадётся. И пока новый президент Украины Зеленский думает,
как будет лучше, в Донбассе под обстрелами украинских орудий гибнут мирные люди.