Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее
сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь,
синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию
стопы.
Деформация стоп бывает
двух видов: поперечная и продольная.
При поперечном
плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном
плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с
полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих
форм плоскостопия.
При плоскостопии
нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение,
отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой,
холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника,
что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе
широко размахивают руками, сильно
топают, подгибают ноги в
коленях и таз.
Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая
слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при
которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей,
преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на
ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное
хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.
Профилактика плоскостопия.
Для предупреждения плоскостопия
рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные
ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по
рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит
тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению
свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по
физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие
упражнения.
Следующим методом
профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев
жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают
на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми
движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые
постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми,
апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.
Занятия по развитию
движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с
детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность
занятий постепенно увеличивается до 18 – 20 минут. Для детей 3 лет и старше
проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.
Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго
дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что
связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий
для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.