Кто вы такие, казаки?

      Прочитал в переданном Ольгой Ивановной номере "Информационного вестника" статью, рассказывающую о первых шагах созданной теперь и в нашем городе казачьей структуры - Станицы Казачьей. Честно говоря - событие  ожидаемое и логичное.
      Давно собирался высказать свое  мнение об этих, не скрою - вызывавших противоречивые чувства - людях, с которыми судьба сводила нас с братом на первых же метрах  дороги на войну:
      - Друг Александр ко времени первой встрече в Донецке был уже казаком - прошел чин верстания, принял присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной.
      - В  приграничном же  Донецке свой первый груз мы вручали вновь обретенному товарищу,  ставшему вскоре верным Другом - атаману Павлу Збитневу.
      - Казаками были и Алексей Мозговой, и многие бойцы батальона Сергея Ночевки. В соседнем Стаханове стоял (и сейчас после гибели командира продолжает занимать рубежи)  казачий полк им. М.Платова во главе с Павлом Дремовым.

       - В августе 2014 года друзья познакомили меня с атаманом Луганского округа донских казаков ВВД Леонидом Рубаном. Вспоминаю, как вместе  перевозили  на российскую территорию семьи  воюющих казаков, среди которых была и семья Павла. По отзывам друзей, да и по своим наблюдениям убедился, что Л.Рубан заслуживал того уважительного отношения, которое демонстрировали к нему казаки. "Сгорел", что называется, атаман на боевом посту - скончался в феврале 2016 года. Долго и тяжело болел, но до последних дней не переставал заниматься делами казачьими.  В наш визит в конце августа 2015 года торопился навестить его Михаил Корнев - к слову сказать, заместитель атамана иркутского казачьего войска по культуре и взаимодействию с иркутской метрополией - боялся, что  может не застать  друга  в живых в следующий приезд - уже тогда весть о его тяжелой и неизлечимой болезни распространилась среди казаков.   
   
      - Российское казачество не осталось в стороне от оказания помощи своим братьям на Донбассе. Ленты новостей пестрели сообщениями о боевых действиях казачьего войска Атамана ВВД Н.И.Козицына.
      - Где-то с октября 2014 года мы стали часто пересекаться в городе с оренбургскими и липецкими казаками. Последние во главе с походным атаманом Анатолием Рязановым и атаманом Геннадием Ивановым из села Казаки стали настоящими и добрыми друзьями кировчан - практически ни один праздник не обходится без их заботливого участия.
      Такой короткий ретроспективный взгляд на события на Донбассе демонстрирует, что одной из основных движущих, организованных сил сопротивления киевскому режиму является казачество.
        Конечно, были справедливые претензии  и нарекания к действиям казачьих подразделений, наносящие ущерб общему делу борьбы с киевским режимом, процессу становления кадровых, боеспособных вооруженных сил и строительству молодых независимых Республик: вольница, граничащая с "махновщиной"; непродуманные, эмоциональные высказывания и поступки казачьих лидеров.
       Много было за эти годы и такого, что не красит не только казака, но и простого человека: пьянство, хамство, грубость, а то и откровенные преступления. Тут уж, ничего не поделаешь, как говорится, "Кто безгрешен - пусть первый бросит в грешника камень!".
        При оценке процессов, происходящих внутри Казачества, как специфической общности людей, следует принимать во внимание, что оно проходит этап восстановления традиций и формирования морали. В его ряды вступают люди, в подавляющем большинстве своем, уже сформировавшиеся, со своими достоинствами, недостатками и пороками. Перестраиваться им приходится, что называется, "на марше". Не всем удается освоить эту науку жить "по-новому". 
       Необходимо обязательно учесть и то, что в сложившихся на начало карательной операции ВСУ и нацбатальонов условиях некогда было особо проверять людей, изъявивших желание вступить в ряды казаков, взять оружие и пойти в бой. Не было отпущено на это времени. Да и дефицит защитников торопил.  К сожалению, это так. Тысячи предпочли уехать с родных городов и сел... 
        Из среды тех, кто бросил Родину или даже остался, но не нашел в себе сил активно противостоять агрессорам, сформировалась группа т.н. "диванных" бойцов, которые принялись в интернете обличать "всех и вся", в том числе и морализировать по поводу поступков отдельных представителей казачества.   
       Делают они это предвзято, не проявляя должного такта (что, впрочем, характерно для субкультуры интернет общения, когда человек скрывает свое лицо и не отвечает за слова и поступки) и, чохом бросая обвинения в адрес всего казачьего движения.
       Совершенно очевидно, что человек не может быть "хорошим" или "плохим" только из-за того носит он на голове "кубанку", фуражку или берет. Помните: "встречают по одежке..."?
        С другой стороны, что касается, например, меня, то в формировании моего теперешнего отношения к казачеству немаловажное значение сыграл факт состояния в нем моего друга Александра. Вот она роль ассоциации: "Мой друг - казак. Друзья моего друга - казаки. Следовательно, казаки - мои друзья!".
        Не раз  в спорах с земляками приходилось слышать такой аргумент против их личного участия в ополчении: "Да знаю я кто там воюет! Пьяницы и лентяи!". Вот так, безапеляционно, "не взирая на лица" клеймят позором наши "правдорубы" казаков!
        Между тем,  "пьяницы и лентяи"  - воюют. Сидят в окопах и блиндажах. Изнывают от жары. Мокнут под дождем. Месят грязь. Замерзают на снегу. Тренируются до "седьмого пота", осваивая суворовскую "Науку побеждать". Занимаются патриотическим воспитанием наших детей.  Идут с добрым словом и делом к старикам.   
       Их ранят, калечат и убивают, а "моралисты" вместо того, чтобы разобраться, отделить зерна от плевел, поддержать своих земляков, подсказать, посоветовать - обливают их грязью. Как правило - не заслуженно. 
       Для меня же самое интересное, и важное - это то, что казачество демонстрирует способность к самоочищению  - а это уже свойство нормального живого организма.  Самому не раз  приходилось защищать провинившихся казаков не только от таких вот "правдолюбов", но и от... Александра, от Павла, от Еремы с Николаичем, которые мучительно переживали по поводу проступков своих сослуживцев и готовы были  "порвать" провинившегося! 
      Примечательно, что в упомянутой в самом начале статье говорится, что изъявили желание вступить в ряды казаков 8 человек, а услышали от товарищей желанное "Любо!" - только шестеро. Думаю, что мало найдется желающих среди вступивших  - после церемонии чина верстания в казаки,  целования в Храме Креста, Евангелие и атаманского клинка - стать клятвопреступниками и опорочить себя в глазах друзей, родных и братьев-казаков.
      Тернист и сложен процесс становления казачества, его возвращение к выработанным многими поколениями и, к сожалению, забытым истокам и принципам. Но, как говорил один известный исторический персонаж, "процесс пошел!".  И движется он в наше военное время гораздо быстрее и эффективнее нежели в "незалежные" девяностые. 
      Поэтому, прежде чем огульно ругать  Казачество - вспомните о покойном атамане Леониде Рубане. Вслушайтесь в его последние, обращенные к соратникам слова: "Братья, сохраните Казачество!".
      Взгляните на атамана - есаула Павла Збитнева, хорунжего Александра Крючкова, полковника казачьих войск Михаила Корнева.
       Подумайте о судьбах тысяч казаков - ныне воюющих и отдавших жизни на земле Донбасса. Они живут и жили не только для того, чтобы не посрамить имя и род свой, но и для того, чтобы возродилось и утвердилось в нашей жизни достойное сословие защитников Отечества - Казачество.
        Лично я - верю в его будущее.
Полковник запаса, Почетный гражданин города Кировска
Николай Михайлов

         30.01.2017